Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соотношение норм гражданского права и норм земельного права в регулировании земельных отношений
В советском праве зем.отношения рег-сь лишь адм-пр методом и ЗП представляло лишь публ.право. В наст.время в связи с введ-м частн.соб-ти на землю, объявл-м земли недвижимостью и включ-м её в рыночн.оборот появились эл-ты частно-правовые. Следоват-о больш.круг зем. Отн-й стал рег-ся нормами ГП. Поэтому возникла проблема соотнош-я норм ГП и ЗП. Среди ученых есть такие, которые отрицают существование земельного права как отрасли права и исключают тем самым наличие вопроса о соотношении норм этой отрасли и норм гражданского права. Некоторые авторы полагают, что земельные отношения даже в условиях рынка земли должны регулироваться только нормами земельного права. Ряд авторов в целом признают наличие проблемы соотношения норм ГП и ЗП, но предпочтение отдают либо нормам ЗП либо нормам ГП. Земельные отношения, при регулировании которых есть вероятность соприкосновения (соотношения) норм гражданского права и норм земельного права, условно можно разделить на три группы. Первая группа отношений касается земли как объекта собственности и иных вещных прав. Здесь земля выступает как вещь. Здесь нормы гражданского права регулирует земельные отношения в той мере в какой земля выступает как объект вещного права: определяют понятие и содерж-е права соб-ти, пределы правомочий соб-ка. В ситуации где земля выступает как природный объект, регулируется нормами земельного права. Там, где кончается вещно-правовой аспект в земельных отношениях, прекращает свое действие гражданское право и начинается сфера действия земельного нрава. Т.о., регулирование дан.группы отнош-й нах-ся как бы в совместн. ведении ГП и ЗП. Так, согласно п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается (ст. 129), осуществляется их собственниками свободно. Это вещно-правовой аспект. Но поскольку оборот касается земли как природного объекта, то он может осуществляться при условии, что не нанесет ущерба окружающей среде, в том числе, разумеется, и самой земле. Это уже природно-ресурсный аспект, норма имеет земельно-прав.природу. Во вторую группу входят отношения, связанные с оборотом земли как объектом частной собственности. Оборот земли вообще можно определить как переход земельного участка от одного субъекта прав на землю к другому. Оборот земли осущ-ся всегда, независ-о от того, в чьей соб-ти нах-ся земля, приватизирована она или нет (частный и публичный оборот). Если земельный участок не приватизирован, т.е. является государственной или муниципальной собственностью, оборот земли регулируется по нормам земельного права. Если же земельный участок приватизирован и является объектом частной собственности, то мы имеем рыночный оборот земли, осуществляемый по нормам гражданского права с учетом норм земельного права. Рын.оборот условно нах-ся в совместн. ведении ГП и ЗП. Но т.к. земля и др. прир.ресурсы явл-ся об-тами особ-соц-эконом и экологич. Значимости, то ГК в части допустимости и особенностей оборота отсылает к законам о земле. Но каждая отрасль имеет свой предмет ведения. Третью группу составляют обязательственные отношения, объектом которых является земля. Касаясь соотношения также можно сказать об элементах совместного ведения гражданского права и земельного права. ГК РФ (ст. 454-491) определяет общие положения купли-продажи (понятие, условия, обязанности сторон и др.). Особенности же купли-продажи земли регулируются нормами земельного права. В них определяются случаи и порядок приобретения государственных и муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц. Общие правила и порядок наследования имущества, в том числе и земли, определяются нормами гражданского права (см. ст. 1181, 1182 ГК РФ). Но и здесь учитываются требования земельного законодательства о предельных размерах земельного участка, о его целевом использовании и т.д. Большая (основная) группа отношений возникает по поводу земли как природного объекта. Они формируют четвертую группу земельных отношений и нормами гражданского права практически не регулируются. Что касается четвертой группы отношений, то это все другие земельные отношения, за исключ-м земельно-вещных, земельно-обязательственных и тех, ктр связаны с гражд.оборотом земли. Их можно назвать земельными отношениями в чистом виде. Именно они составляют предмет земельного права как отрасли права. Это отношения по предоставлению и изъятию земель, по землеустройству, осуществлению земельного контроля и многие другие. Эта группа отношений гражданским правом вообще не регулируется. Таким образом, правовая природа земельных отношений далеко неоднородна. Отдельные группы земельных отношений в условиях рынка земли регулируются и нормами гражданского права и нормами земельного права, но в пределах предмета их ведения. Большая часть земельных отношений регулируется только нормами земельного права. Говоря о соотношении, необходимо отметить, что существует такое явление как включение норм одной отрасли права в законодательство другой отрасли права. Понятия «отрасль права» и отрасль законодательства» не совпадают. Делается это, как известно, в целях обеспечения единого правового поля для однородных отношений. Гражданское законодательство исключением не является. В нем можно обнаружить нормы земельного права, т.е. нормы, регулирующие публичные, а не частные земельные отношения. Земельно-правовую природу имеют ст. 265-270 (основания приобретения права пожизненного наследуемого владения, так как в них решаются вопросы о вещных правах на землю, а вполне конкретные, которые непосредственно касаются судьбы земельного участка исключительно как природного объекта. Решение таких вопросов подпадает под действие норм земельного права. На практике встаёт вопрос, нормы какой из этих двух отраслей права должны быть применены. В ст.3 ЗК сказано, что Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Т.е. нормы ГП и природноресурсных отраслей права соотносятся как общие и специальные. ЗП – подотрасль комплексной интегрированной отрасли ЭП, ктр регулирует совок-ть отнош-й, возникающ. по поводу зем.соб-ти, использ-я и охраны земель, управл-я зем.фондом.
Вопрос 4. Охрана земель (состояние земель в России и необходимость их охраны, цели, содержание и основные меры по охране земель) «Земля и другие природные ресурсы, согласно ст. 9 Конституции РФ, - используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». На необходимость охраны земель как условия жизни и деятельности человека указывается и в ЗК РФ (п.1. ст. 12). Охрана земель в России обусловлена неблагоприятным их состоянием. Особую тревогу вызывает состояние с/х земель. В составе земель этой категории до 120 млн.га эрозионнопасных и подверженных водной и ветровой эрозии земель. Площадь оврагов составляет более 2 млн.га, а заовраженных земель -свыше 5 млн.га. Интенсивно развиваются процессы заболачивания и подтопления земель, ухудшается состояние естественных лугов и пастбищ. Продолжается опасное загрязнение почвы токсичными производственными отходами, радиоактивными веществами. Гл. 2 ЗК посвящена охране земель. Охрану земель можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле на охрану земель в той или иной степени направлена вся система норм, регулирующих земельные отношения. С этой точки зрения к охране земель имеет отношение правильное решение вопросов собственности на землю, привлечение к ответственности за нарушение земельного законодательства и др. В узком смысле охрана земель - это выработка и принятие специальных мер по предупреждению (предотвращению) и устранению негативного (отрицательного) антропогенного и техногенного воздействия на землю. Именно в этом смысле и предусматривает охрану земель глава 2 ЗК РФ. Пункт 2 ст. 12 ЗК РФ определяет цели охраны земель. Ими являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Деградированными признаются земли, на которых в результате антропогенных или природных факторов происходят устойчивые негативные процессы изменения состояния почв. Загрязнение земель (почв) - содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую среду, плодородие земель с/х назначения. Захламлением земель признается размещение в неустановленных мерах твердых производственных и бытовых отходов (остатки сырья, материалов, бумага, текстиль, стеклянные и пластмассовые емкости и т.п.). Нарушение земель - механическое разрушение верхнего слоя земли, в результате чего земля утрачивает свою хозяйственную ценность и является источником отрицательного воздействия на окружающую среду. К другим негативным воздействиям на землю можно отнести их засоление и заболачивание, иссушение и уплотнение и др. Мероприятии по охране земель выполняются 2 группами субъектов: 1.соб-ки, влад-цы, пользов-ли и арендаторы ЗУ 2. соответствующ. орг.гос.вл. и ОМС. Содержание охраны земель – ст.13 В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. 2 группа субъектов осущ-т след. мероприятия: 1. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы. 2. Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям. 3. Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. 4. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 5. В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев в сохранении и восстановлении плодородия почв, может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.
|