Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внешняя экономическая среда финансового менеджмента⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 28
Говоря о внешней среде управления финансами, имеют в виду, прежде всего, правовую и налоговую среду, в которой функционирует субъект хозяйствования. В условиях отечественной правовой системы требуется законодательное либо нормативного закрепление используемых в управлении финансами терминов, понятий и процедур. Отсутствие действующего законодательного или нормативного акта может существенно осложнить оперативное проведение в жизнь финансовых решений. Формы осуществления бизнеса и признаваемые государством финансовые инструменты также должны вводиться законодательными актами, которые часто не успевают за стремительно развивающейся экономической действительностью. В странах с прецедентным правом такой проблемы в большинстве случаев не возникает: источником права в этом случае служат вступившие в силу судебные решения. Среди основных нормативных актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность предприятий, следует выделить Гражданский кодекс РФ, федеральные законы об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, о бухгалтерском учете, о несостоятельности и банкротстве предприятий и др. законодательные акты, а также многочисленные нормативные акты органов исполнительной власти. Налоговая среда также играет существенную роль в принятии управленческих решений на уровне субъектов хозяйствования. Налоговая система современной России находится в процессе постоянного совершенствования; тем не менее, уже можно выделить наиболее существенные с точки зрения управления финансами предприятий налоговые факторы. Речь, в первую очередь, идет о прямых налогах: уровне реального налогообложения прибыли предприятий и доходов физических лиц, рассматриваемых в роли инвесторов. Косвенные налоги, при всей их важности с точки зрения государственного бюджета, существенной роли в принятии финансовых решений на уровне предприятий не играют и, как следствие, в финансовом менеджменте практически не рассматриваются. 49. Модель «затраты-объем продаж-прибыль» Модель «затраты — объем продаж — прибыль» (CVP), или маржинальный анализ, позволяет получить ряд полезных результатов. С его помощью можно изучать, как меняются прибыль и затраты в зависимости от колебания объемов производства и реализации. Данный подход рассматривает изменение прибыли как функцию от переменных и постоянных затрат, цены, объема и ассортимента реализуемой продукции. Помимо оценки делового риска фирмы, изучение взаимодействия этих факторов способствует более эффективному обоснованию решений следующих задач: - управление портфелем продукции; -определение цен на тот или иной вид продукции; -планирование прибыли и производных от нее показателей (ROE, ROA, EPS и др.) в зависимости от изменения объемов продаж и цен; -рациональное использование ограниченных ресурсов и др. Получив в ходе маржинального анализа информацию о «поведении» и взаимосвязи ключевых элементов образования прибыли, менеджер может принимать обоснованные и эффективные управленческие решения. Модель CVP базируется на условном разделении всех затрат фирмы на переменные (VQ) и постоянные (FQ), а также на концепции маржинальной прибыли. Переменные затраты прямо и непосредственно зависят от деловой активности хозяйствующего субъекта, его деятельности по выпуску и реализации соответствующих продуктов и услуг. К ним относятся сырье и материалы, сдельная оплата основных рабочих, электроэнергия на технологические нужды, комиссионные, горючее для транспорта, расходы на упаковку, некоторые виды административных, коммерческих и общефирменных затрат, налогов и др. Зависимость конкретных видов переменных затрат от изменения объемов продаж может иметь сложный характер. Однако в целях упрощения обычно исходят из допущения об их пропорциональной (линейной) взаимосвязи, что часто соответствует реальной практике. Например, увеличение выпуска компьютеров повлечет за собой пропорциональный рост числа необходимых комплектующих; пошива одежды — ткани и аксессуаров; производства автомобилей — расходуемого металла, соответствующих механизмов и агрегатов и т. д. Постоянные затраты остаются неизменными для заданного объема производства в течение определенного периода времени. Примерами таких затрат являются аренда, коммунальные платежи, плата за освещение и отопление, повременная заработная плата специалистов и служащих, амортизация, проценты по кредиту, страхование и др. Однако постоянные затраты на единицу конкретного вида продукции снижаются с ростом объемов ее производства. При этом снижение носит нелинейный характер. Такое поведение постоянных затрат во многом обусловливает проявление эффекта экономии издержек за счет роста масштабов деятельности.
Бюджетирование как составная часть финансового планирования Бюджетирование – это процесс составления, принятия бюджета предприятия и последующий контроль за его исполнением. Цель бюджетирования — обеспечение производственно-коммерческого процесса необходимыми денежными ресурсами как в общем объеме, так и по структурным подразделениям. Основные задачи бюджетирования: -установление объектов бюджетирования; -разработка системы бюджетов — операционных и финансовых; -расчет соответствующих показателей бюджетов; -вычисление необходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса организации; -расчет величины внутреннего и внешнего финансирования; -выявление резервов дополнительного привлечения средств; -прогноз доходов и расходов, а также капитала организации на предстоящий период (квартал, год). Существует два метода разработки бюджетов: -Метод прироста – это традиционный метод. В ходе подготовки бюджета часто применяют подход, при котором в основу его составления на будущий период закладываются показатели достигнутых затрат и доходов. Далее эти показатели подвергаются обработке с учетом ожидаемых цен, изменений характера осуществляемой деятельности или объема производства. Недостатком данного метода является то, что неэффективные решения, которые были заложены в достигнутый уровень, переходят в бюджеты следующих периодов. -Метод нулевого базиса дает возможность разработать бюджет затрат определенной сферы деятельности предприятия при минимальном уровне производства, а далее определить выгоды и затраты от дополнительного прироста деятельности. Суть метода заключается в том, что каждый отдельный вид деятельности, который осуществляется в рамках структурного подразделения или центра финансовой ответственности, должен в начале года подтвердить свое право на дальнейшее существование. Подтверждением должно стать обоснование будущей экономической эффективности затрачиваемых предприятием средств. В итоге руководители получают информацию, которая позволяет лучше определить приоритеты. Организация бюджетирования, включающая в себя финансовую структуру компании (состав центров учета - структурных подразделений либо бизнесов предприятия или компании, являющихся объектами бюджетирования), бюджетный регламент и механизмы бюджетного контроля (процедуры составления бюджетов их представления, согласования и утверждения, порядок последующей корректировки сбора и обработки данных об исполнении бюджетов), распределении функций в аппарате управления (между функциональными службами и структурными подразделениями различного уровня) в процессе бюджетирования, систему внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и т.п.).
|