Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания автора. (1) “Земля” в Слове означает Господнее царство и церковь: (AC 662, 1066, 1067, 1262, 1413, 1607, 2928
(1) “Земля” в Слове означает Господнее царство и церковь: (AC 662, 1066, 1067, 1262, 1413, 1607, 2928, 3355, 4447, 4535, 5577, 8011, 9325, 9643). Небеса называются “небесным Ханааном” еще и потому, в частности, что “земля” означает землю Ханаана, и церковь была там с самых ранних времен (AC 567, 3686, 4447, 4454, 4516, 4517, 5136, 6516, 9325 9327). Также потому, что “земля” в духовном смысле означает народ на ней и его богослужение (AC 1262). Таким образом, “земля” означает множество предметов, относящихся к церкви (AC 620, 636, 1066, 2571, 3368, 3379, 3404, 8732). Народ земли означает тех, которые принадлежат духовной церкви (AC 2928). “Землетрясение” есть изменение состояния церкви (AC 3355). “Новое небо и новая земля” означают новую церковь (AC 1733, 1850, 2117, 2118, 3355, 4535, 10373). Древнейшая церковь, существовавшая перед потопом, и Древняя церковь, которая была после потопа, находились в земле Ханаана (AC 567, 3686, 4447, 4454, 4516, 4517, 5136, 6516, 9327). С того времени все места там стали образами того, что находится в царстве Господа и в церкви (AC 1585, 3686, 4447 5136). Аврааму было сказано идти туда, потому что прообразовательная церковь должна была быть основана среди его потомков, начиная от Иакова, и среди них должно было быть написано Слово; конечный смысл его должен был состоять из предметов, представленных и находящихся там в качестве духовных образов (AC 3686, 4447, 5176 6516). Поэтому “земля” и “земля Ханаана” означают церковь (AC 3038, 3481, 3705, 4447, 4517, 5757, 10568). (2) “Творить” означает создавать заново или преобразовывать и возрождать (AC 16, 88, 10373, 10634). Сотворение “нового неба и новой земли” означает установление новой церкви (AC 10373). Сотворение неба и земли в первых главах Бытия во внутреннем смысле означает установление небесной церкви; это была Древнейшая церковь (AC 8891, 9942, 10545).
Глава 2. Восстановление человеческого рода на земле никогда не прекратится 6. Те, кто верят, что во время Последнего Суда все на небесах и на земле будет разрушено, а на их место придут новое небо и новая земля, вынуждены в таком случае верить и в то, что новые поколения и восстановление человеческого рода после этого прекратятся. Они полагают, что это знаменует завершение истории, и что люди приобретут иное состояние, чем прежде. Но поскольку день Последнего Суда не означает разрушение мира, как было показано в предыдущей главе, то следует, что человеческий род будет продолжать существование, и восстановление не прекратится. 7. Существует множество доказательств того, что восстановление человеческого рода будет продолжаться всегда; некоторые из них были представлены в моей книге “О небе и аде”, и в частности, следующие: (1) Человеческий род является основанием, на котором созданы небеса. (2) Человеческий род есть рассадник небес. (3) Протяженность ангельских небес настолько велика, что они не смогут наполниться в целую вечность. (4) Численность небес до сих пор сравнительно мала. (5) Совершенство небес растет вместе с его численностью. (6) Каждое творение Бога отражает бесконечность и вечность. 9.1.* Человеческий род является основанием, на котором созданы небеса, потому что человек есть заключительное творение; а созданное последним является основанием всего предшествующего. Творение началось с высшего, или сокровенного, потому что оно исходило от Бога, и продолжалось к низшему, или удаленному, и там стало пребывать. Низший уровень творения – это природный мир, включающий земной шар с его странами и морями, и все, существующее на нем. В завершение этого был создан человек; в нем пребывал весь Божественный порядок от первого до последнего. Первые основы этого порядка присущи его сокровенной природе, последние проявления – конечной природе. Таким образом, человек был создан как образ Божественного порядка. Следовательно, все, что пребывает в нем и с ним, имеет как небесное, так и мирское происхождение. Присущее его духу происходит от небес, присущее его телу происходит от мира. Поэтому наитие небес влияет на его мысли и чувства, и располагает их согласно принятию его духом. Наитие от мира влияет на его ощущения и желания, и располагает их согласно принятию его телом, но они соответствуют мыслям и чувствам его духа. 9.2. Доказательства истинности этого можно увидеть в многочисленных отрывках “Неба и ада”. Все небеса в совокупности изображают одного человека (НН 59-67); так же и каждое отдельное общество на небесах (НН 68-72).Следовательно, каждый ангел имеет совершенный человеческий образ (НН 73-77); и это происходит от Божественной Человечности Господа (НН 78-86). Далее, разделы о соответствии всего на небесах со всем в человеке (НН 87-102), о соответствии небес со всем на земле (НН 103-115), и об образе небес (НН 200-212). 9.3. Из такого порядка создания следует, что последовательное соединение от первых до последних таково, что, взятые вместе, они составляют единое целое; в нем предыдущее не может быть отделено от последующего, также как причина не может быть отделена от действия, произведенного ею. Таким образом, ни духовный мир не может быть отделен от природного, ни природный мир от духовного. Таким же образом ни ангельские небеса не могут быть отделены от человеческого рода, ни человеческий род от ангельских небес. Поэтому Господом предусмотрено, чтобы один служил другому, то есть ангельские небеса служили роду человеческому, а род человеческий - ангельским небесам. 9.4. Поэтому жилища ангелов находятся на небесах, по видимости своей отделенные от мест проживания людей на земле; однако ангелы все же пребывают с человеком в его чувствах добра и истины. Их существование, кажущееся обособленным, есть видимость, о чем сказано в разделах “Неба и ада”, касающихся пространств на небесах. 9.5. Следующие слова Господа означают, что обители ангелов пребывают с людьми в их чувствах добра и истины:
Кто любит Меня, соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его; и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14: 23).
“Отец” и “Господь” здесь также означают небеса, поскольку, где есть Господь, там есть и небеса. Божественное исходящее от Господа образует небеса (“O небе и аде”, пп. 7-12 и 116-125). Эти слова Господа означают то же:
Утешитель, Дух истины, Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14: 17). 9.6. “Утешитель” есть Божественная истина, исходящая от Господа, поэтому Он также называется Духом Истины. Божественная истина образует небеса, а также ангелов, потому что они принимают эту истину. В работе “О небе и аде” (126-140) видно, что Божественное исходящее от Господа есть Божественная истина, и она образует ангельские небеса. Подобное также разумеется в следующих словах Господа:
Царство Божие внутри Вас есть (Лк. 17: 21).
9.7. “Царство Божие” есть Божественное добро и истина, которые принимают ангелы. Присутствие ангелов и духов при человеке и в его чувствах мне предоставлялось многократно видеть через их присутствие и пребывание со мной. Но ни ангелы и духи не знают, с какими людьми они пребывают, ни люди не знают, с какими ангелами и духами они живут. Господь один знает и образует это. Одним словом, все чувства добра и истины распространяются в небеса, и таким образом существует связь и соединение там с теми, кто находится в подобных чувствах. Все чувства зла и лжи распространяются в ад, и таким образом существует связь и соединение с теми, кто находится там в подобных чувствах. Распространение чувств в духовном мире подобно проникновению зрения в природном мире. Сообщения в любом мире во многом подобны; различие существует в том, что в природном мире они происходят между предметами, в духовном мире – между ангельскими обществами. 9.8. Отсюда становится ясно, что связь между ангельскими небесами и человеческим родом такова, что существование одного зависит от другого. Ангельские небеса без человеческого рода были бы подобны дому без основания, поскольку небеса заканчиваются в человеческом роде и пребывают в нем. Подобное происходит и с каждым отдельным человеком. Его духовные начала, относящиеся к его разуму и воле, воздействуют на его природные начала, относящиеся к его чувствам и действиям, в которых они заканчиваются и пребывают. Если бы человек не имел природного начала так же, как духовного, и таким образом, был бы без своей конечной и завершающей степени, его духовное начало, то есть мысли и желания его духа, рассеялись бы подобно предметам, не имеющим границ. 9.9. Подобное происходит после смерти, когда человек переходит из природного мира в духовный. Тогда, поскольку он является духом, то находится не на своем основании, а на общем основании, называемом человеческим родом. Тот, кто не знает тайн неба, предполагает возможность существования ангелов без людей и людей без ангелов. Но я могу подтвердить из собственного небесного опыта, и из всех моих бесед с ангелами, что нет ангела или духа, который существовал бы без человека, и нет человека без духа или ангела; существует взаимная и обратная связь. Из этих рассуждений, прежде всего, видно, что человеческий род и ангельские небеса образуют одно целое, и зависят друг от друга ввиду их неразрывного существования, так что один не может быть отделен от другого. 10.1. О том, что человеческий род есть рассадник небес, будет изложено в следующей главе (14-22). Там будет показано, что небеса и ад происходят от человеческого рода, который, таким образом, является рассадником небес. В качестве предисловия необходимо отметить, что точно так же, как вплоть до настоящего времени, то есть от самого начала создания, небеса были образованы из человеческого рода, таким же образом они будут образовываться и пополняться в будущем. 10.2. Конечно, существует возможность гибели человеческого рода на отдельной планете, что происходит, если она полностью отделяется от Божественного. Тогда у людей нет больше духовной жизни, а есть только природная, как у животных. Люди в таком состоянии не могут образовывать общество или удерживаться законами, поскольку, лишившиеся наития небес, и, следовательно, Божественного управления, они становятся безумными, беспрепятственно устремляясь во всякий грех и погибая один за другим. 10.3. Но даже если бы, отделившись от Божественного, человеческий род мог погибнуть на какой-то планете, что, однако, предотвращается Господом, он все же существовал бы на других планетах; поскольку во вселенной более сотен тысяч земель. Об этом моя небольшая работа “О землях в нашей солнечной системе, называемых планетами, и землях в звездном небе”. Мне было сказано с небес, что человеческий род мог бы погибнуть на этой земле, так что ни один человек не был бы жив сегодня, если бы Господь не пришел в мир, не принял Человечность на этой земле и не сделал бы ее Божественной. Это так же могло произойти, если бы Господь не явил здесь Слово, которое могло бы служить основанием и соединением для ангельских небес. Что Слово служит соединению между небесами и человеком, видно в “Небе и аде” (НН 303-310). Истинность этого могут понять только мыслящие духовно, то есть те, которые через признание Божественности Господа соединены с небесами; ибо только они одни могут мыслить духовно. 11. Протяженность ангельских небес настолько велика, что они не смогут наполниться в целую вечность. В “Небе и аде” было изложено о необъятности небес (НН 415-420). Небольшая работа “О землях во Вселенной” показывает, что обитателей небес в настоящее время относительно немного (ЕU 126). 12.1. Совершенство небес растет вместе с его численностью. Это очевидно из их образа, определяющего там расположение обществ и сообщения между ними, достигающие высшей степени совершенства. Чем больше численность такой совершенной формы, тем больше тех, которые в согласии могут быть ведомы к одной цели, и тем ближе их соединение и больше их единодушие. Согласие и соединение, происходящее от этого, увеличиваются с их численностью, поскольку каждый отдельный элемент располагается как промежуточное соединение между двумя или более другими, а расположенное таким образом усиливает связь. 12.2. Образ небес подобен образу человеческому. Их совершенство возрастает с умножением истин и добра, источниками их разумения и мудрости. Причина того, что образ человеческий, обладающий небесной мудростью и разумением, подобен образу небесному, состоит в том, что человек есть образ небес в малом виде. Именно поэтому мысли и чувства добра и истины таких людей и ангелов сообщаются небесным обществам во всех направлениях вокруг них. Они простираются все дальше, когда возрастает мудрость, то есть, чем больше истин постигнуто и принято разумом, и чем больше добра принято волей; это означает – человеческим духом, поскольку человеческий дух состоит из разума и воли. 12.3. Человеческий и ангельский дух таков, что может вмещать бесконечно, и это увеличивает его совершенство. Такое происходит особенно тогда, когда человек ведом Господом, поскольку тогда он приводится к подлинным истинам, которые приемлются разумом, и к подлинному добру, которое приемлется волей. Тогда Господь располагает весь образ такого духа по образу небес, пока, наконец, он не становится подобием небес в малом виде. Это сравнение позволяет понять, что увеличение численности ангелов приводит к еще большему совершенству небес, так как эти два случая подобны. 12.4. К тому же, всякая форма состоит из различных элементов. Форма, не состоящая из различных элементов, не была бы формой, так как она не обладала бы определенными качествами и способностью изменяться. Качество любой формы возникает как следствие взаимного расположения ее различных элементов, взаимосвязи их друг с другом, и единства их цели, что позволяет каждую форму рассматривать как целое. Совершенство такой формы возрастает, чем большее количество элементов объединено в ней подобным образом. Потому что, как сказано выше, каждый элемент усиливает и повышает соединение, таким образом, совершенствуя ее. 12.5. Но это еще более очевидно из приведенного в “Небе и аде”, особенно в разделах, где показано, что каждое общество на небесах образует небеса в малом виде, и каждый ангел образует небеса в меньшем виде (НН 51-58); а также в тех разделах, которые касаются образа небес, согласно которому там происходит соединение и сообщение (НН 200-212), и мудрости ангелов небес (НН 265-275). 13. Всякое творение Бога отражает бесконечность и вечность. Существует множество доказательств этого среди предметов, видимых на небесах и на земле. В них нет ничего точно такого же или подобного другому. Нет лица, точно такого же или подобного другому, и никогда не будет. В равной степени и ни одна душа не похожа в точности на другую. Следовательно, существует такое же множество лиц и душ, какое множество людей и ангелов. В одном человеке, состоящем из бесчисленных частей, составляющих тело, и бесчисленных чувств, образующие его дух, нет ничего, что было бы точно таким же или подобным другому. Именно поэтому каждый ведет жизнь, отличную от жизни другого. Такой же порядок существует во всей природе и в каждом ее элементе. Такое бесконечное разнообразие в каждом и во всем вызвано тем, что все происходит от Божественного, которое бесконечно. Следовательно, всюду есть некий образ бесконечного, так что все может рассматриваться Божественным как Им сотворенное, и в то же самое время все, как Его творение, может отражать Божественное. Довольно простой пример может показать, как все в природе отражает бесконечность и вечность. Каждое семя, то ли это плод дерева, зерно или цветок, создано таким образом, что оно способно к бесконечному размножению и вечной продолжительности. Потому что одно семя может производить намного больше, скажем, пять, или десять, или двадцать, или сто семян, и каждое из них может производить еще намного больше. Если бы плодоношение одного семени длилось непрерывно, оно могло бы только за сотню лет покрыть поверхность не просто одной планеты, но десятков тысяч планет. Семена тоже созданы так, что могут существовать вечно. Итак, очевидно, каким образом в них пребывает идея бесконечности и вечности; и подобное же во всех остальных случаях. Ангельские небеса есть то, ради чего было создано все во вселенной. Потому что ангельские небеса являются целью, ради которой был создан род человеческий, и род человеческий является целью, ради которой были созданы видимые небеса и планеты, где он обитает. Следовательно, ангельские небеса, как творение Бога, прежде всего относятся к бесконечности и вечности, и отсюда следует их бесконечное восстановление, поскольку в них пребывает Само Божественное. Из этого ясно, что человеческий род никогда не прекратится; поскольку, если бы это произошло, творение Бога было бы ограничено определенным числом, и таким образом, перестало бы отражать бесконечность.
Глава 3. Небеса и ад образуются из рода человеческого 14. В Христианском мире никому не известно, что небеса и ад образуются из рода человеческого. Полагают, что вначале были созданы ангелы, и из них образовались небеса; что дьявол, или сатана, был ангелом света, но восстал, вместе со своим полчищем был свергнут, и образовал ад. Ангелы крайне дивились такой вере Христианского мира; и еще более тому, что люди совсем ничего не знают о небесах, тогда как это главное, чему учит церковь. Поскольку господствует такое невежество, ангелы обрадовались, что теперь Господу было угодно дать Христианам новые откровения о небесах и аде; и таким образом, насколько возможно, развеять мрак, сгущающийся день ото дня, потому что церковь подошла к своему концу. Ангелы желают, чтобы я подтвердил как слышанное от них, что нет ни одного ангела во всех небесах, который был бы создан от начала, и нет ни одного дьявола в аду, который был создан ангелом света, и затем низвергнут, но что все жители небес и ада произошли от рода человеческого. На небесах пребывают те, кто жили в мире в состоянии небесной любви и веры, в аду находятся те, которые жили в состоянии адской любви и веры. Ангелы сказали, что весь ад, взятый в совокупности, называется дьяволом и сатаной; ад позади, где обитают так называемые злые гении, называется дьяволом, и ад впереди, где обитают так называемые злые духи, называется сатаной (1). О природе этих двух адов видно в заключительной части моей книги “О небе и аде”. Ангелы объяснили, что причина такой веры Христианского мира о жителях небес и ада состоит в понимании определенных изречений Слова только в буквальном смысле, вместо пояснения и толкования их во свете истинного учения из Слова. Однако буквальный смысл Слова, если он прежде не освещен истинным учением церкви, побуждает человеческий разум блуждать в различных направлениях. И это является началом невежества, ереси и лжи (2). 15.1. Другая причина того, что в церкви придерживаются подобных взглядов, состоит в вере людей, что никто не может прийти на небеса или в ад до времени Последнего Суда. Представляется это таким образом, что тогда весь видимый мир будет разрушен и заменен новым; что каждая душа будет возвращена в свое тело, и по воссоединении человек снова будет жить как человек. Эта вера несет с собой и другое - об ангелах, созданных от начала; поскольку нельзя верить, что небеса и ад образованы из рода человеческого, если верить, что ни один человек не попадает туда до конца света. 15.2. Чтобы люди могли убедиться в ложности этого, мне было позволено общаться с ангелами, и говорить с находящимися в аду, на протяжении многих лет, иногда непрерывно с утра до вечера, таким образом познавая о небе и аде. Это было позволено, чтобы люди в церкви не упорствовали более в ложной вере о воскресении в день Суда, о состоянии души до того времени, а также об ангелах и дьяволе. Вера в то, что является ложным, приносит с собой тьму и заставляет сомневаться тех, кто размышляет об этих предметах из собственного разумения, так что, в конце концов, они отрицают их. Поскольку говорят сами в себе: “Как могут быть разрушены и рассеяны необъятное небо со множеством созвездий, солнце и луна? Как могут звезды пасть с неба на землю, если они больше земли? И как могут тела, съеденные червями или истлевшие и рассеянные всеми ветрами, восстановиться для воссоединения со своими душами? Где тем временем живут души, и на что они похожи, если лишены чувств, которыми обладали в теле? ” Они приводят множество подобных аргументов, которые непостижимы и не подлежат вере, а во многих случаях уничтожают веру в вечную жизнь человека, небеса и ад, и, следовательно, во все остальные верования церкви. 15.3. Что вера таким образом гибнет, видно из слов тех, кто говорят: “Приходил ли кто-нибудь с небес и говорил нам, что они существуют? Что такое ад? Есть ли он вообще? Что значит, что человек мучим в огне целую вечность? Что такое день Суда? Не напрасно ли ожидают его люди веками? ” И много другого, что приводит к отрицанию всего. Для того, чтобы мыслящие подобным образом (в основном же это те, которые прослыли образованными и учеными людьми по их познанию в мирских делах), не смущали и не совращали с пути истинного простых сердцем и верой, покрывая адской тьмой понятия о Боге, небесах, вечной жизни, и вытекающие из них прочие понятия, Господь открыл внутренние начала моего духа; и тогда мне позволено было говорить со всеми людьми, кого я знал в телесной жизни, после их смерти. В одних случаях это было в течение нескольких дней, в других - в течение месяцев, с иными в течение года, а также со многими другими, число которых превышает сотни тысяч. Многие из них были на небесах, а многие в аду. Я разговаривал также с некоторыми спустя два дня после их смерти, и сказал им, что готовятся их похороны и отпевания. Они ответили, что охотно отвергли то, что служило им для тела и его службы в мире, и просили сказать, что они не умерли, но живут как люди, как и раньше, только перешли из одного мира в другой. Они говорили, что не ощущают никакой утраты, потому что также обладают телом и телесными ощущениями, как раньше, так же, как разумом и волей как раньше, ибо их мысли и чувства, их ощущения, удовольствия и желания во всем подобны тем, которыми они обладали в мире. 15.4. Большинство недавно умерших, увидев, что они по-прежнему живут как люди, исполнились неожиданной радости жизни и сказали, что никогда не верили в это. Состояние каждого человека после смерти вначале близко тому, в каком он пребывал в мире, но постепенно оно изменяется к небесному или адскому. Они очень удивлялись собственному прежнему невежеству и безрассудству относительно своей жизни после смерти; и особенно такому же состоянию членов церкви, которые должны быть просвещенными в этих вопросах лучше остальных во всем мире (3). 15.5. Тогда же они впервые увидели причину своего невежества и безрассудства, состоявшую в том, что внешнее, т.е. мирское и телесное, так овладело их разумом и преисполнило его, что они не могли вознестись в свет небес, чтобы видеть предметы церкви за пределами ее учения. Когда телесное и мирское любимо так, как ныне, полный мрак проникает в разум всякого, кто желает размышлять о небесном помимо учения веры его церкви. 16. Многие ученые Христианского мира удивляются, оказавшись после смерти в теле, одежде и домах, как на земле. Если же им напоминают их мысли о жизни после смерти, о душе, о духах, о небесах и аде, они смущаются и признают, что их взгляды были безрассудными, и люди, простые в вере, были гораздо мудрее их. Ученые, утвердившиеся в таких представлениях и относившие начало всего к Природе, были исследованы, и оказалось, что внутренние начала их духа были закрыты, а внешние открыты, так что они не взирали на небеса, а смотрели в мир и, следовательно, в ад. Поскольку, чем более внутренние начала человеческого духа открыты, тем более он взирает на небеса; и чем более внутренние начала закрыты, а внешние открыты, тем больше он смотрит в ад. Внутренние начала человеческого духа образованы для принятия наития, исходящего с небес, а внешние – для принятия воздействий от мира; тот, кто принимает мир и в то же время не принимает небеса, принимает ад (4). 17. Многолетний ежедневный опыт позволяет свидетельствовать, что человеческий дух по освобождении от тела суть человек в таком же образе. Ибо множество раз я видел духов, слышал и разговаривал с ними. Я также обсуждал с ними, что люди в мире не разделяют такую веру, а верующих ученые считают простаками. Духи были глубоко огорчены, что подобное невежество господствует на земле, особенно в церкви. Но они сказали, что такая вера распространилась более всего от самих ученых, чье представление о душе основано на чувственно-телесном восприятии. Поэтому у них создалось представление, что душа есть ничто иное, как просто мысль. Когда же она лишается объекта, в котором пребывает, или из которого извлекается, тогда она становится подобной чистому эфиру, разрушаемому по смерти тела. Но так как церковь на основании Слова учит верить в бессмертие души, они были вынуждены придать душе некоторую жизненность, свойственную мысли, хотя все же отрицали ее способность к человеческим ощущениям до нового ее соединения с телом. На этом представлении основано учение о воскресении и вера в соединение души и тела на Последнем Суде. Оно неизбежно следует из такого понятия о душе и веры церкви в вечную жизнь человека. Поэтому всякий, чье понятие о душе основано на учении и таком представлении, совершенно не может понять, что душа суть дух в человеческом образе. Добавьте к этому, что ныне едва ли кто знает, что означает “духовный”, и еще менее, что духовные существа, такие как все духи и ангелы, наделены человеческим образом. Поэтому почти все, прибывшие из мира, крайне удивляются, что они живы и остаются такими же людьми, какими были прежде, и что они не ощущают в себе никаких перемен. Надивившись своему собственному состоянию, они продолжают удивляться, что церковь ничего не знает о таком состоянии человека после смерти, хотя все, когда-либо жившие на земле, находятся в том мире, и живут как люди. Поскольку они также удивлялись, почему это не открыто человеку через видение, им было сказано с небес, что такое могло бы произойти, ибо нет ничего легче, если это по Господнему соизволению; но утвердившиеся в ложных понятиях все равно не поверили бы, даже если бы они увидели это сами. Им было сказано также, что видение с небес опасно являть тем, кто погружен в мирское и телесное, поскольку это заставило бы их сначала верить, а затем отрицать его, оскверняя, таким образом, саму истину. Осквернять означает сначала верить, а затем отрицать, и те, кто оскверняют, погружаются в самый глубокий и наихудший из адов. В этом и состоит опасность, понимаемая под словами Господа:
Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ин. 12: 40).
Неверие тех, кто пребывает в любви к мирскому и телесному, понимается под этими словами:
Авраам сказал богатому в аду: У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: “Нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются”. Тогда Авраам сказал ему: “Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят” (Лк. 16: 29-31).
18. Дальнейшим доказательством происхождения небес от рода человеческого является подобие между ангельским духом и человеческим. Оба обладают способностью понимать, постигать и желать. Оба созданы для принятия небес. Человеческий дух столь же мудр, сколь и ангельский, однако в мире его мудрость ограничена, поскольку он пребывает в земном теле, а в нем человеческий дух мыслит природно. Потому что духовные мысли, которые присущи ему так же, как ангелу, спускаются в природные мысли, соответствующие духовным, и таким образом там постигаются. Но другое дело, когда человеческий дух свободен от тела; тогда он мыслит не как природный, а как духовный, и тогда его мысли непостижимы и неописуемы для природного человека, то есть, подобны ангельским. Из этого следует, что внутренний человек, называемый его духом, суть ангел (5). Что ангел имеет совершенную человеческую форму, может быть видно в “Небе и аде” (НН 73-77). Но если внутренний человек не открыт кверху, а только книзу, то, хотя он и освобожден от тела и все же предстает в человеческом образе, но образ его чудовищный и дьявольский, поскольку он не способен взирать на небеса, а только в ад. 19. Что небеса и ад образуются из рода человеческого, Церковь также могла бы знать из Слова. Это могло бы стать частью ее учения, если бы она позволила свету с небес проникнуть в него. И если бы она обратила внимание на слова Господа грабителю, что он сегодня будет с Ним в раю (Лк. 23; 43). Также на сказанное Господом о богатом человеке и Лазаре, что богатый сошел в ад, откуда он говорил с Авраамом, а Лазарь вознесся на небеса (Лк. 16: 19-31). Также на сказанное Господом саддукеям о воскресении, что Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22: 32). Это же следует из общей веры тех, которые ведут жизнь добра, в особенности, из их веры о смерти, когда они совлекаются мирского и телесного; что они придут на небеса, как только их телесная жизнь угаснет. Такая вера господствует среди всех, если только учение церкви не приводит их к пониманию воскресения, как происходящего во время Последнего Суда. Исследуйте, так ли обстоит дело, и получите подтверждение этому. 20. Всякий, кто познал Божественный порядок, может также понимать, что человек был создан, чтобы стать ангелом, ибо в нем порядок достигает своей последней степени (пункт 9 выше), в которой небесная и ангельская мудрость может принять образ, восстановиться и приумножиться. Божественный порядок никогда не останавливается на полпути, и не образует ничего без последней степени; поскольку не достигшее последней степени не образует полноту и совершенство. Пребывая же в последней степени, он принимает образ и использует имеющиеся в его распоряжении средства для восстановления и продолжения себя, что происходит через воспроизведение. Поэтому последняя степень является рассадником небес. Это же понимается под описанием человека и его сотворением в первой главе Бытия: И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: Плодитесь и размножайтесь (Быт. 1: 26-28). Сотворить человека по образу Бога и по подобию Бога означает даровать в нём весь Божественный порядок от первого до последнего и, таким образом, сделать его ангелом относительно внутреннего начала его духа. 21. Господь воскрес не только духом, но и телом, ибо, пребывая в мире, Господь прославил, то есть сделал Божественной Свою Человечность, так как душа, которую Он имел от Отца, была сама Божественность, и его тело, став подобием души, то есть Отца, стало также Божественным. Именно поэтому Господь, как никто другой, воскрес и духом, и телом. Он также явился ученикам, которые, увидев Его, подумали, что видят дух, и сказал:
“Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как у Меня” (Лк. 24: 36-38).
Этими словами Он показал, что был человеком не только по духу, но и по плоти. 22. Во многих местах моей книги “О небе и аде” было показано, что небеса и ад происходят из рода человеческого, как например, в следующих: Племена и народы, не принадлежащие церкви на небесах (НН 318-328), о детях на небесах (НН 329-345), о мудрых и простых на небесах (НН 346-356), о богатых и бедных на небесах (НН 357-365). Всякий человек по внутренним началам своим есть дух (НН 432-444). Человек после смерти является в совершенном человеческом образе (НН 453-460). Человек после смерти сохраняет чувства, память, мысли, любовь, которые были у него в мире, не оставляя после себя ничего, только своё земное тело (НН 461-469). Первое состояние человека после смерти (НН 491-498); его второе состояние (НН 499-511); его третье состояние (НН 512-517). Далее, об адах (НН 536-588). Все эти места доказывают, что как небеса не состоят из каких-либо ангелов, созданных от начала, так и ад не состоит из дьявола и его полчищ, но только из тех, кто были рождёны, как люди.
|