Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бог желает
«Бог занят поддержанием порядка во Вселенной. Ему нет дела до моих маленьких проблем». «Бог подумает, что я эгоист, если буду молиться о собственных нуждах. Я ставлю себя в этом вопросе на последнее место». «Я знаю что „скот на тысяче гор" принадлежит Богу, но это не более чем образное выражение. Он не занят заботой обо мне, а я не хочу Его просить об этом». Вы когда-нибудь заявляли такое? Если да, то вы не одиноки, но вы глубоко заблуждаетесь. Эти утверждения основываются целиком на лжи, пришедшей прямиком из ада, — лжи о том, что Бог не заботится о Своих детях. Иисус рассказал своим ученикам историю, которая помогла им понять, как Бог смотрит на наши молитвы. К сожалению, многие понимают эту историю неверно. Некоторые христиане даже делают выводы совершенно противоположные тому, что имел в виду Иисус. Эта история содержится в Евангелии от Луки (18: 2-5): «В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне».
Отчаявшаяся вдова
Вдова — главный персонаж этой истории. Конечно, быть вдовой всегда трудно. Сегодня в Соединенных Штатах вдовство не так безысходно, как две тысячи лет тому назад на Ближнем Востоке. В западной культуре вдовы могут быть богатыми. Вдовы могут занимать влиятельные позиции в обществе. И даже несмотря на то, что многие вдовы имеют серьезные материальные проблемы, все же им по крайней мере позволено работать, посещать учебные заведения и владеть собственностью. Во времена земной жизни Иисуса ситуация сильно отличалась. Вдова обычно не имела ни образования, ни работы, ни денег, ни собственности, ни власти, ни статуса в обществе. Если у нее были сын, отец или деверь, которые могли бы позаботиться о вдове, у нее появлялся шанс выжить. Если у вдовы никого не было, она становилась попрошайкой, что в те времена приравнивалось по социальному статусу к бродяжничеству или занятию проституцией. Она становилась отбросом общества. В истории, рассказанной Иисусом, у вдовы был противник. Какой-то местный негодяй изводил ее. Возможно, тот человек угрожал ей физически; возможно, он удерживал или воровал средства, предназначавшиеся для поддержки вдовы. Как бы то ни было, противник был сильнее ее. У вдовы не было никакой возможности защититься самостоятельно; не было родственника, который увидел бы ее плачевное положение и предложил помощь; не было правительственной организации, которая оказала бы поддержку. У нее был единственный шанс защититься от этого негодяя — пойти к местному судье, представить прошение и уповать на его милость. Именно это она и решила сделать.
Неправедный судья
Вторым персонажем притчи был судья. Иисус охарактеризовал его в двух жестких выражениях: он Бога не боялся и людей не стыдился. Не имея Божьего страха, он чувствовал себя безнаказанным. У него не было уважения к Божьему слову, Его мудрости и правосудию. Он не беспокоился о дне, когда ему придется дать отчет за каждое свое деяние. Поэтому он руководствовался своими представлениями о правосудии, вынося решения, как ему вздумается. Подобно оторвавшейся от палубы заряженной пушке, он стрелял куда ни попадя. Не имея уважения к людям, судья не заботился о том, как его постановления повлияют на жизнь людей, искавших у него правды. Люди ничего для него не значили, и он свободно использовал их для своих нужд или обижал их. Люди не были для него братьями и сестрами, но были скорее проблемами, препятствиями и головной болью. На его лицензии было написано: «ВЗЯТОЧНИК». И этот судья был последней надеждой вдовы. Вы могли бы сказать вдове: «Не трать время, не ходи к судье. Он, скорее всего, в сговоре с твоим врагом. Он рассмеется тебе в лицо и вышвырнет на улицу». Именно так судья и поступил. Но история на этом не заканчивается.
Правосудие через настойчивость
Возмущенная и уязвленная поведением судьи вдова собралась с мыслями и проанализировала создавшееся положение еще раз. С непреклонной решимостью она сказала себе: «У меня нет другого выхода. Этот судья — моя единственная надежда. Нужно как-то заставить его защитить меня». Но как же ей удалось добиться своего? Ведь в то время не было суда высшей инстанции, куда она могла бы представить свое дело. У нее совсем не было денег, чтобы подкупить судью. «Я знаю, что мне делать, — сказала она себе. — Я буду докучать ему. Я буду преследовать его повсюду. Я пойду за ним домой, на работу, на скачки... Я пристану к нему как банный лист до тех пор, пока он не защитит меня, не посадит в тюрьму или не убьет». Именно так она и сделала. И добилась результата! Она докучала судье до такой степени, что однажды тот распахнул окно кабинета и прокричал: «Все, я больше этого не вытерплю! Кто-нибудь, займитесь делом этой вдовы. Мне все равно, во что это обойдется. Просто сделайте это. Она сведет меня с ума!» Эта история имела счастливый конец: жестокий, немилосердный судья защитил вдову от ее противника. Однако сделал он это не из доброго расположения сердца, а из-за исключительной настойчивости вдовы.
Совершенно неправильное толкование
Лука утверждает, что Иисус рассказал эту историю с целью показать ученикам, «что должно всегда молиться и не унывать» (ст. 1). Многие читатели, прочитав притчу до конца, допускают серьезную ошибку в ее истолковании. Принимая написанное за аллегорию, они делают следующие выводы. Мы, люди, такие, как эта вдова. Доведенные до бедности, обессиленные, без связей и положения в обществе, мы не в состоянии справиться со своими проблемами в одиночку и чувствуем себя загнанными в угол. Бог, продолжают рассуждать заблуждающиеся читатели, такой же, как этот судья. Его не интересует наше положение. Он поддерживает в порядке Вселенную, командует ангелами и настраивает небесные арфы. Лучше не беспокоить Его по пустякам. Мы в отчаянных обстоятельствах, впрочем, мы всегда можем поступить, как та вдова: докучать Ему своими прошениями, колотить в небесные врата, стоять на коленях часами, просить друзей донимать Его... Рано или поздно мы окончательно утомим Бога и выдернем благословение из Его крепко сжатого кулака. Однажды Он воскликнет: «Я больше этого не вынесу! Кто-нибудь, займитесь этой проблемой!» Вы считаете, это правильное толкование? Надеюсь, нет. Но как часто мне приходилось разговаривать с людьми, представляющими Бога подобным этому судье! Они абсолютно уверены в том, что главной задачей молитвы верующего является поиск недостающего ключа, способного каким-то образом вскрыть погреб с благословениями, который Бог почему-то не желает открывать. Я устал читать заголовки изданий, обещающих обнародовать секрет преодоления Божьего нерасположения и показать малоизвестный способ пробиться в Его присутствие. Пожалуйста, не думайте о Боге так! Иисус в этой притче не собирался показать Бога подобным неправедному судье.
Отвечающий нам Бог
Что же тогда означает эта притча? Иисус Сам истолковал ее, как только закончил Свой рассказ. «Вы видели, что сделал неправедный судья, — сказал Он, — давайте теперь посмотрим, как поступил бы Бог». «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» (ст. 7, 8). Согласно словам Иисуса, эта история — не аллегория, элементы которой правдивы сами по себе, вне связи с повествованием. Иисус рассказал притчу — короткую историю с парадоксальным подходом, который привлекает внимание слушателей. Эта притча построена на противоположностях. Обратите внимание на ее контрастные стороны. Во-первых, мы не похожи на эту вдову. Она была бедна, бессильна, забыта и оставлена людьми. У нее не было никаких связей с судьей. Для него вдова была всего лишь пунктом в ежедневнике. Но мы не оставлены; мы принятые сыны и дочери Бога, братья и сестры Иисуса. Мы принадлежим Божьей семье и ценны для Него. Нам не нужно красться на цыпочках в Божье присутствие, пытаясь отыскать способ привлечения Его внимания. Просто скажите: «Здравствуй, Отец», — и знайте, что Ему нравится слышать ваш голос. Во-вторых, наш любящий Небесный Отец совсем не такой, как судья из притчи! Судья был нечестивым, неправедным, лишенным всяческого уважения к людям, бессердечным, заботящимся только о своих интересах человеком. Наш Бог, напротив, праведен и справедлив, свят и добр, отзывчив и милостив. Псалмопевец говорит: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс. 33: 9). Не думайте, что вам необходимо выдумать способ вытянуть из Него благословение или провести Его так, чтобы Он предпочел отдать просимое именно вам. Божье Слово учит, что Богу нравится одаривать Своих детей благословениями. Это Его природа; Он дающий, благословляющий, ободряющий, вскармливающий, вдохновляющий, любящий Бог.
Изобильные благословения
Я испытал одно из наиболее вдохновляющих теологических открытий, купив сыну велосипед. Сынишка был необычайно рад. Понаблюдав, как в первый день он колесил взад и вперед по дороге, я, направляясь к дому, прослезился. Я сказал жене: «Линн, если бы я заплатил за этот велосипед даже 500 долларов, он бы стоил того. Я в жизни не испытывал такой радости, делая подарки!» У меня бега ли мурашки по коже, когда я смотрел, как сын гоняет на новеньком велосипеде. Его глаза при этом были широко раскрыты в радостном возбуждении. Тогда я начал подумывать, не купить ли ему однажды «Харлей Дэвидсон», а потом и машину! Множество раз мне приходилось слышать от родителей следующее: «Мои дети поступают в колледж, и теперь мне придется раскошелиться». Может быть, они просто шутят. Лично я испытал огромную радость, помогая детям получить образование в колледже. Жертвы, на которые нам с Линн пришлось пойти, ничего не стоят в сравнении с ростом и развитием наших детей. Мне не пришлось читать учебники для того, чтобы испытать все эти чувства. Они пришли естественным образом. Мне безумно нравится давать что-то своим детям. И я начинаю осознавать, что Бог также испытывает огромную радость, даруя блага и силу Своим детям. Библия учит, что мы служим Богу, который просто ищет возможности для того, чтобы излить на нас Свои благословения. Он как бы говорит: «К чему все эти богатства, если Мне не с кем их разделить? Просто содействуйте Мне, и Я изолью на вас Свои благословения». В Библии эта тема прослеживается снова и снова. Книга Левит (26: 3-6) говорит нам: «Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой; и молотьба [хлеба] будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле [вашей] безопасно. Пошлю мир на землю [вашу], ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли [вашей], и меч не пройдет по земле вашей». Во Второзаконии (28: 2-7, 12) говорится: «И придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. Благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем. Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя... Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы». Слова пророка Нафана, обращенные к царю Давиду после его исповедания прелюбодеяния с Вирсавией, особенно проникновенны: «Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого [для тебя] мало, прибавил бы тебе еще больше; зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его?» (2 Цар. 12: 7-9). Другими словами: «Давид, у Меня есть всякое расположение, благословения, богатство и сила, которые я собирался излить на тебя. Зачем ты все испортил?»
Богатое наследие
Через весь Ветхий Завет прослеживается мысль о том, что Бог готов и желает разделить Свои сокровища со Своим народом. В Новом Завете эта тема представлена более широ ко и проникновенно. Здесь мы узнаем, что Бог усыновил нас и сделал наследниками Своего славного царства вместе с Иисусом. Иисус учил нас называть Бога Отцом, а фактически Папой. Наиболее часто повторяемая в Церкви молитва начинается со слов «Отец наш Небесный...» В любви Бог «предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» (Еф. 1: 5); «ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4: 7). В Послании к Римлянам (8: 16, 17) Павел написал: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться». Какое удивительное обетование! Бог осыплет нас благословениями, поскольку Он принял нас как Своих сыновей и дочерей! Будучи Божьими детьми и законными наследниками, мы становимся обладателями мира и Вселенной! Следует ли нам бояться поведать Богу о своих нуждах?
Щедрый Отец
Если я умел обращаться с вещью, я мог пользоваться всем, чем владел мой отец. У него была сорокапятифутовая парусная лодка, которую отец очень ценил. Когда я учился в восьмом классе, он иногда говорил мне: «Возьми кого-нибудь из приятелей, доберись на попутке до Южной бухты и забери там лодку». Когда мы с братом получили водительские права, отец охотно разрешил нам пользоваться своей машиной. Когда он менял машину на новую, он первым делом выдавал каждому из нас по комплекту ключей и говорил: «Повесь их на брелок. Если тебе понадобится машина, бери, не стесняйся». Большинство отцов щедры по отношению к детям. Иисус понимал это и использовал образ земных отцов, чтобы проиллюстрировать Божью щедрость: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мат. 7: 9-11). Видите, какую картину описывает Иисус? Сын весь день работает в поле. К назначенному времени он, голодный, приходит домой. Семья уже сидит за столом, от блюд поднимается пар, ароматную пищу раскладывают по тарелкам. Можете представить себе отца, который протягивает мальчику камень и говорит: «На, погрызи»? Или хуже того, протягивает ему змею? Земные отцы несовершенны; все мы испорчены грехом. Но мы понимаем, что это зло. Хорошие отцы своих детей одаривают благами. Таков и наш Небесный Отец.
Удовольствие для Отца
Почему-то большинству из нас трудно принимать дары от Бога. Раньше, когда Бог благословлял меня особой мерой Духа, чем-то материальным или новыми теплыми взаимоотношениями, я отчетливо ощущал: «У Бога, наверное, произошло короткое замыкание. Почему Он дал это мне?» Я чувствовал вину, получая благословения, как если бы я приобрел что-то, чего Бог не хотел мне давать. Теперь я учусь больше доверять Богу. Если несовершенные отцы любят одаривать благословениями своих детей, то представьте, какое удовольствие получает наш совершенный Небесный Отец, давая блага нам, Своим возлюбленным детям. Обратите снова внимание на утверждения в начале главы, утверждения, которые все мы когда-либо делали. Подумайте, насколько жестоко они звучат применительно к отношению земных отцов к своим детям. «Я занят на работе. Не желаю ничего слышать о твоем потерянном велосипеде или несправедливом учителе». «Не беспокой меня своими нуждами. Я не желаю о тебе заботиться. Если ты любишь меня, то проживешь на хлебе и воде». «Да, я богат, но почему я должен что-то тебе давать? Отстань». Добрые отцы никогда не разговаривают подобным образом. Добрые отцы похожи на моего отца. Он был занятым человеком, ему приходилось путешествовать по всему миру. Когда он был на работе, до него практически невозможно было дозвониться. Нужно было пробиваться через несколько секретарей и коммутаторов. Поэтому некоторым партнерам по бизнесу, жене и нам, детям, он давал свой личный телефонный номер. Мы знали, что вне зависимости от занятости отца, мы всегда можем ему позвонить. У меня на рабочем столе тоже стоит личный телефонный аппарат. Его номер знают только несколько моих коллег, чтобы позвонить в случае экстренной надобности, а также моя жена и дети. Я сказал детям, что они могут звонить всегда и по любому поводу. Поверьте, их голоса самые приятные для меня. Когда я слышу: «Привет, папа», — мне все равно, чем я занят. Я могу прерваться. Дети — главный приоритет для меня. Теперь возьмите отеческие чувства и умножьте их во много раз, чтобы понять, как относится к нам Небесный Отец. Ничей голос не звучит для Него приятнее, чем ваш. Ничто во Вселенной не отвлечет Его внимание от ваших просьб. Что мешает вам поведать Ему о своих нуждах?
|