Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XIV. Психология и психотерапия
С точки зрения психологии " Йога познания ума в его обнаженности" - это система практической трансцендентной сублимации в русле Восьмеричного Благородного Пути, который сам представляет собой процесс возрастающей сублимации. Как показывает изучение психики детей, в человеке присутствует естественная врожденная наклонность выходить за пределы внешнего разнородного мира и искать состояния однородности, такой, как состояние надмирного единства, которое есть следствие познания с помощью йоги природы ума в его незаслоненном естественном аспекте. Из ничем не заполненного мира, который сродни философской Пустоте Махаяны, ребенок создает свой собственный фантастический мир, гармоничный и счастливый, как состояние нирваны, являющееся состоянием однородности. Поиск однородности присущ не только детям, но и взрослым всех рас и эпох. У первобытных народов он получает выражение в мифах и волшебных сказках, в которых все невероятное в обычной жизни ста новится осуществимым в однородном состоянии трансцендентного, надо всем царящего волшебства. I, наиболее цивилизованных обществах он выливается в мечту об идеальном государстве, как у Платона, или во всемирную утопию, какую, например, изобрел сэр Томас Мор и Карл Маркс, в веру христиан в рай на Земле и мусульман в мусульманский рай. Также, похоже, глубоко скрыта в подсознании в ожидании благоприятного момента, чтобы предстать перед сознанием, идея о божественной геометрической симметрии, выраженная греческими философами в таких афоризмах, как " Бог - геометр" и " миром управляют числа", как и идея о божественной красоте и совершенной гармонии. Кроме того, здесь находятся в зародышевом состоянии, прежде чем проникнуть в сознание людей, идеи о неизменном постоянстве, несокрушимой воле и способности переделать мир. Выдающийся психолог д-р Юнг в своей заключительной президентской речи на X Международном медицинском конгрессе психотерапевтов, проходившем в Оксфорде 29 июля - 2 августа 1938 г., подчеркнул необходимость философской подготовки для понимания мышления первобытного человека. Правильность этого утверждения неоспорима. В наших исследованиях мы непосредственно столкнулись с тем фактом, что чем примитивнее, то есть свободнее от пут цивилизации общество, тем оно более естественно. Отсюда следует, что ум первобытного человека наиболее свободен от иллюзии (санскр. майя), а ум человека двадцатого столетия, жителя Лондона, Нью-Йорка, Парижа или Берлина, наиболее ей подвластен. То, что сейчас называют общественным прогрессом, на самом деле есть удаление от изначального естественного состояния. Как отмечалось- выше, в главе VII, изучение психологами вместе с антропологами жизни нецивилизованных первобытных народов позволит наиболее близко подойти с внешней стороны к тому состоянию, которое в трактате называется видением ума в его обнаженности. Иными словами, " нецивилизованный" человек яснее и правильнее воспринимает жизнь, нежели человек " цивилизованный". Я наблюдал это во время моих четырехлетних исследований жизни кельтских крестьян Ирландии, Шотландии, о-ва Мэн, Уэлса, Корнуэлла и Бретани, описанных мной в книге " The Fairy-Faith in Celtic Countries". Чем " цивилизованнее" и утилитарно образованнее человек, тем меньше он способен познать себя в том значении, которое заключено в хорошо известном греческом изречении Fvfi)9i Secorcov - " познай себя". Животные инстинкты, которыми, главным образом определяется поведение масс, факт подчинения которым государство использует для манипулирования сознанием людей, должны быть обузданы. Трансцендентная сублимация путем познания ума в его обнаженности невозможна при потакании низменным животным наклонностям, которые также составляют природу человека, а возможна благодаря проявлению наклонностей высокого порядка, скрытых в подсознании даже у не родившегося еще ребенка. Самоконтроль и твердая воля - необходимое предварительное условие для овладения божественной алхимической наукой познания ума. Без самоконтроля нельзя подчинить животную природу человека; без твердой воли невозможна сублимация сознания. Психология, с которой мы знакомы, является западной наукой, особенно в части терминологии и методов. Но существует психология, отличающаяся от нее сугубо трансцендентной направленностью. Кроме того, она древнее и разработана более тщательно. Это известная на Востоке наука, называемая йога. Поэтому, чтобы понять психологические аспекты изложенных в этом томе учений, нужно познакомиться поближе с самой этой наукой, и имеющим к ней интерес мы рекомендуем обратиться к первым трем томам нашей тибетской серии, в которых рассматриваются различные аспекты йоги. Дополнительным материалом могут также служить две предыдущие главы этого Введения. Следует отметить, что йогическое учение об умственных представлениях, рассмотренных в настоящем трактате, соответствует учению " Бардо Тхёдола" о содержании сознания в посмертном состоянии. В течение бесчисленных веков ум, отражая жизнь в мире сансары, находился под воздействием чувственного опыта. Как промокательная бумага, впитывающая чернила, он впитал в себя представления. А некогда он был бесцветным и прозрачным, как чистая вода. Подобно каплям разных цветов, от почти прозрачных и бесцветных до черных, как сажа, в него проникали самые разнообразные представления. И поэтому из прозрачного и бесцветного он стал замутненным, и это состояние, являющееся сейчас преобладающим, называется Невежеством, которое йога призвана устранить. Первый этап в этом процессе удаления чернил из промокательной бумаги и примесей из воды состоит в признании иллюзорности и нереальности представлений. Йог должен прийти к осознанию того, что мир человеческих мыслей есть продукт ума микрокосма, как Космос есть продукт макрокосмического ума, и научиться управлять своим мыслительным механизмом, как механик управляет машиной. Он должен уметь по желанию останавливать процесс возникновения мыслей. Когда Ум спокойный и мысли не возникают, Ум - Один. Когда из него рождается разум, разум мыслит о существах и делает их существующими, и он есть эти существа. Как писал Плотин: " Разум, рассматриваемый в его всеохватности, включает все сущности, как род включает все виды, как целое включает все части. Разум пребывает в самом себе и, обладая собой в спокойствии, он есть вечная полнота всех вещей. Но мысль не думает: он - причина, которая побуждает другое существо думать. Причину, однако, нельзя отождествлять с тем, что ею вызывается. Поэтому гораздо правильнее говорить, что причиной всех этих существующих вещей не: может быть какая-нибудь из них. Следовательно, эту Причину следует рассматривать не как благо, которое она создает, а как благо в более высоком смысле, то Благо, которое превосходит все другие виды блага. Поскольку Единое не содержит ничего дифференцируемого, Оно присутствует вечно. И мы вечно присутствуем в Едином, когда не содержим в себе ничего дифференцируемого. Кто хочет достичь этого состояния недифференцируемости, должен практиковать психоанализ в отношении себя самого: " Уйди в себя и анализируй себя". Меня часто спрашивают: " Какой цели служит сосредоточение ума на каком-нибудь внешнем объекте и достижения состояния, в котором мысль направлена на одно? " Я отвечу, что йог с помощью таких упражнений приобретает способность управлять своими мыслями, как управляет машиной человек, изучивший ее механизм. Конечный аспект ума, не контролируемый с помощью йоги, своенравен, как необъезженный конь. Его нужно поймать, как учит Мила-репа, и привязать. До тех пор пока он не будет привязан к столбу медитаций, его нельзя подчинить и поместить в загон для пристального наблюдения за ним. Основная цель йога, практикующего эту глубоко психологическую йогу, - исследование происхождения, природы и возможностей этой динамо-машины, ума, энергия которого управляет его организмом. Когда он сумеет, в конце концов, разобрать его на части с помощью йоги, только тогда он познает его и, познав его, познает себя. Приведем одно из самых замечательных изречений, относящихся к психологии Востока: " К чему склонен (или привязан) ум, тем он и становится". К примеру, обратив ум к агрономии, человек становится агрономом, к химии - химиком, тот, чьи мысли направлены на совершение зла, становится преступником. Святым становится тот, чей ум исполнен добра. Агроном представляет собой лишь результат аккумулирования в уме с помощью воли знаний, называемых агрономия. Такое же соответствие воплощает в себя химик, преступник, святой. Каждый из них стал тем, чем был наполнен его ум. Как учит " Майтри-упанишада" (vi, 34). Сансара - не более чем человеческая мысль. Усилиями нужно поэтому очистить мысль. То, о чем человек думает, тем он и становится. Это есть вечная тайна. Эта психологическая концепция четко выражена в " Бардо Тхёдоле". Характер посмертного существования определяется, как учит этот трактат, содержанием сознания умершего в такой же мере, как образ жизни человека зависит от содержания его ума. Но есть и различие: посмертное состояние - это пассивное состояние, переваривание опыта земной жизни, в то время как жизнь представляет собой активное состояние, накопление в уме представлений и идей. Как только ум в его сансарическом аспекте сбрасывает свою грубую физическую оболочку, с помощью которой приобретался этот опыт, он сразу же расслабляется, так как со смертью снимается напряжение, создаваемое активным состоянием земного существования. Как заведенные часы, он начинает работать механически, подчиняясь карме, и работает до тех пор, пока не израсходует свой завод, после чего наступает новое рождение для накопления новой энергии. Ее количество определяется земной деятельностью человека, и когда земная жизнь оканчивается, переживаемое в бездеятельном посмертном состоянии является результатом сгорания энергии, накопленной в процессе этой деятельности, и освобождения ее кармической потенциальной силы. Аналогичным образом благодаря жизнедеятельности растений образуется уголь, при сгорании которого освобождается в виде тепла, света и газа энергия, накопленная в процессе этой жизнедеятельности. Как следует из учений, изложенных в нашем трактате, конечная цель йога - положить конец этим непрекращающимся однообразным переходам ума из лишенного активности посмертного состояния в активное человеческое состояние. Но он не сможет это сделать, пока не остановит динамо-машину ума, накапливающую энергию для работы его телесной машины. Для достижения этой высшей цели он должен начать применять йогу, изложенную в виде наставлений по применению углубленного психологического самоанализа. Это приводит к весьма конкретным, классифицируемым состояниям ума, которые мы здесь перечислим: 1) понимание того, что ограниченность ума обусловлена формированием в течение эонов ошибочных представлений; 2) психоанализ методами йоги, который следует после необходимого для этого прекращения мыслительного процесса; 3) понимание абсолютной иллюзорности представлений, составляющих содержание ума; 4) разочарование миром кажущейся реальности, которое неизбежно следует; 5) возникновение как следствие предыдущего состояния непоколебимого стремления очистить ум от Невежества и таким образом возвратить его в изначальное естественное состояние; 6) осознание нераздельности и единства на психическом уровне всех вещей и умов, которые есть реализация изначально присущего природе человека однородности, наиболее заметно проявляющейся, по мнению западных психологов, в уме ребенка; 7) состояние невыразимого единства с Единым Умом, являющееся трансцендентным плодом йоги, надмирное слияние микрокосма с макрокосмом, полная Сублимация Жизни, Трансмутация Невежества в Мудрость. На этой психологической йоге основано истинное врачевание, которому в настоящее время, наконец-то, начинают уделять серьезное внимание на Западе некоторые прогрессивные ученые. Здоровье и нормальная психика невозможны, пока не будет искоренено Невежество, пока преобладает взгляд на мир явлений как на реальный и основанное на учении о душе представление о том, что существует вечное разделение и плюрализм. Методы этой Высшей Медицины (как показано в предисловии-комментарии д-ра Юнга) в наименьшей степени основываются на знании психических явлений в их истолковании западной психологией, делающей упор на собирание фактов, и поэтому они близки методам психолога-аналитика. Будда, как и Христос, назван Великим Врачевателем, и это очень точное определение. Но его метод лечения не приходит извне; больной сам должен лечить себя с помощью интроспективной йоги, о которой более подробно говорится в других разделах книги. Лечение состоит в удалении из сознания всех зародышей желаний, как прорастающих, так и пока еще не давших роста, всех компонентов Невежества. Пока не закончится эта чистка, человек не может быть психически здоровым. Он не может воспринимать вещи такими, какими они в действительности являются, ибо его глаза закрывает пелена сансары. Он находится во власти бесчисленных фантастических идей, создаваемых умом обманчивых приманок. Он, как считают буддисты, психически ущербен и, будучи оторван от Реальности, находится на грани умопомешательства. Как безумный, он мечется, рождаясь вновь и вновь, и сеет раздора и эгоизма, представляя угрозу каждому чувствующему существу там, где появляется. Только когда ум достигает состояния, которое в нашем тексте именуется Естественным Состоянием, наступает освобождение от плена Иллюзии и извлечение от Помешательства. В этом и состоит Истинная Психология и Правильное Врачевание, познание сознательной души, иллюзорного эго и оставление его. Это " Йога познания ума в его обнаженности", ясное видение Реальности - то Освобождение ума, которое Просветленный провозгласил целью Дхармы. Это есть Великое Освобождение.
|