Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VIII. Великий Гуру






 

Посвящая эту главу характеристике личности Пад-масамбхавы, Великого Гуру и Героического Деятеля Культуры, нет необходимости останавливаться на критике его отдельными сектами, разве только мимоходом, при упоминании фактов. Хотя некоторые представители Гелугпа (Реформированной Школы) иногда его критикуют, он тем не менее почитается всеми сектами тибетского буддизма, и на алтарях желтошапоч-ников, как и красношапочников, в храмах и частных домах, а также во всех главных монастырях Гелугпа - Сэра, Дрепунг и Ганден - его изображение находится на видном месте, иногда рядом с изображением Будды. Например, в монастыре желтошапочников (Гелугпа) Гхум в Дарджилинге во время моего пребывания вблизи этого монастыря я видел, как художник школы Гелугпа, создававший тогда фресковые изображения буддийских святых, писал на стене образ Пад-масамбхавы с таким же вдохновением, как писал на противоположной стене, также на видном месте образ основателя школы Гелугпа Дзонкапы. О вульгарной критике личности Великого Гуру подробно говорится в следующей главе " Добро и зло", а критики его тантризма мы касаемся в главе " Тантрийский буддизм".

Тот исторический факт, что в VIII в. н. э. Падма-самбхава был рекомендован царю Тибета несколькими самыми известными учеными Индии как величайший знаток оккультизма того времени, убедительно свидетельствует о высоком авторитете, которым пользовался Великий Гуру среди своих современников.
Царь Ти-Сонг-Децен (годы правления 740-786), приняв эти рекомендации, пригласил Падмасамбхаву в Тибет помогать возрождать буддизм. В жизнеописании говорится, что Гуру принял приглашение царя и отправился из Бодх-Гайи в Тибет в декабре 746 г., достигнув Тибета в начале весны следующего года. В Тибете Гуру прожил несколько лет. Жизнеописание, типично восточное в своих численных преувеличениях, утверждает, что он пробыл там 111 лет. Как бы то ни было, он руководил строительством первого буддийского монастыря в Тибете, в Самье одержал победу над господствовавшей в Тибете древней шаманской религией, называемой бон (или бонпа), и учредил тантрийское, то есть глубоко эзотерическое, направление тибетского буддизма. Благодаря деятельности Падмасамбхавы и как прямой ее результат народ Тибета вышел из варварского состояния и достиг непревзойденной духовной культуры. Посему Падмасам-бхава является, несомненно, одним из величайших в мире Героев Культуры.

Его почитатели, настроенные обычно менее критически, воспринимают буквально и исторически как достоверные все странные события, происходившие с ним, о которых рассказано в его жизнеописании. Люди более образованные истолковывают их как аллегории. Антрополог же считает, что исторический Падмасамбхава, как и король Артур, едва различим среди нагромождения сказочных легенд и мифов. Как чудотворец Падмасамбхава напоминает знаменитого пифагорейца Аполлония Тианского (приблизительный год смерти 96 н. э.), и, по-видимому, нет основания сомневаться в знании ими обоими магии. Падме, как и Аполлонию, приписывают способность понимать языки людей и животных и читать их самые сокровенные мысли. И Падма и Аполлоний побеждали демонов, оживляли мертвых и все свои необыкновенные деяния совершали с целью помочь непросветленным освободиться от Невежества. Они практиковали белую магию, и их цели всегда были альтруистичными и служили добру. Нет, пожалуй, ни одного из чудес, приписываемых Иисусу и Апостолам, которые не могли бы совершить Аполлоний и Падма.

Сообщения греков и римлян о движущихся и говорящих изображениях имеют параллели в " Жизнеописании" Падмасамбхавы.

Падме также приписывается рассечение скалы, из которой стала течь вода, что очень напоминает чудо с водой, совершенное Моисеем. Согласно достоверному преданию и свидетельствам современных путешественников, посетивших это место, вода текла из скалы и до сего дня продолжает течь.
Время явления Великого Гуру - младенца в лотосе на озере Дханакоша - не может быть установлено с исторической точностью. На основании одного из пророчеств, о которых упоминается в жизнеописании, можно заключить, что это произошло через двенадцать лет после ухода Будды. Однако в других пророчествах, включенных в этот текст, указано самое различное время. На листе 333 приведены слова Падмы о том, что это было через восемь лет после ухода Будды. В " Жизнеописании" принята как достоверный факт вера в то, что Падма, неподвластный болезням, старости и смерти, все еще жив и проповедует Дхарму нечеловеческим существам, что он, жил в мире людей со времени его сверхъестественного рождения, которое не записано (предположительно, вскоре после паринирваны Будды, в V в. до н. э.), до его ухода в мир ракшас в 858 г. н.э., то есть через 111 лет после его прихода в Тибет. " Жизнеописание" приписывает Падме слова о том, что он живет уже три тысячи лет, а в " Пророчествах Гуру Пема Джунгнай" он говорит: " Я открыл Избранные Истины, и, приведя в движение священное колесо Дхармы, я сделал Индию счастливой, и я жил там 360 лет".

Ученые ламы обеих школ, реформированной и переформированной, верят в то, что Будда перед самым уходом из этого мира сказал: " Я снова буду рожден в этом мире как Падмасамбхава только для того, чтобы проповедовать эзотерическую Дхарму". Эта вера, по-видимому, имеет источником свидетельство из Ганджура (Тибетского Канона) о том, что перед уходом Будды его спросили, почему он не обучал тантрийским мистериям, и он ответил, что, поскольку его родила женщина, он не мог это делать и что для этого он должен родиться сверхъестественным путем, чтобы получить чистое тело, через которое только можно передавать Тайное Учение Тантр, и добавил: " В небесных мирах я созову большое собрание Великих со всех Десяти Направлений, и на нем будет принято решение относительно обучения Тайным Тантрийским Учениям".

Поэтому когда Будда ушел из этого мира, он созвал божественный конклав, и Будды прошлых эонов, и многие Великие Бодхисаттвы собрались и пришли к этому решению. И тогда, как считают тибетские буддисты, Гаутама Будда снова родился на Земле как Падмасамбхава, и десятый день пятого месяца по тибетскому летосчислению освящен явлением Великого Гуру".

Сверхъестественное рождение Падмасамбхавы на цветке лотоса - это чистое рождение, то есть рождение без вхождения в лоно. Путем такого рождения, согласно Ганджуру, происходит тантрийская инкарнация, или эманация Сущности Будды. Рождение в лотосе - обычное явление в мирах дэв, и хотя Падмасамбхава не единственный из рождавшихся так в человеческом мире, его почитатели считают его единственным Буддой, родившимся этим сверхъестественным способом. Другой отличительной характеристикой Великого Гуру, как показано на иллюстрации V, было обладание йогическими способностями изменять форму, одновременно являться в различных формах, делаться невидимым, и об этих способностях говорят как о применяемых в Тибете и поныне. В описании этой иллюстрации говорится о Восьми Телесных Манифестациях, которые он использовал, когда ему нужно было произвести соответствующее впечатление на различных людей, богов и демонов, которым он проповедовал Дхарму. В " Сутре Великого Венца", переведенной ныне покойным Дуайтом Годдардом, Будда призывает всех Великих Бодхисаттв и Архатов родиться в последнюю кальпу (эпоху творения) и применять все способы изменения телесной формы ради освобождения чувствующих существ. В самом " Жизнеописании" сообщается о способности Великого Гуру принимать любую форму, одушевленную и неодушевленную. На иллюстрации, помещенной на с. 6, Великий Гуру изображен в своей более обычной форме царевича или царя Сахора. В " Трактате о главных обетованиях Ти-цана" (кит. Ти-цан-Пен-юань Чин) Будда, благословляя разнообразные формы, в которых Бодхисаттва Ти-цан воплощался на протяжении многих кальп ради спасения всех существ, говорит:

" Я постоянно принимаю различные формы и применяю бесчисленные способы, чтобы спасти несчастных. Я пресуществляюсь в небесного бога, подобного Брахме, в бога пресуществлений, в царя, министра или родственника министра. Я принимаю облик монахини, преданного буддийского верующего, молящегося в одиночестве в своем доме, женщины, предающейся медитации в тишине своего жилища. Я не держусь на свое тело Будды. Я принимаю все упомянутые телесные формы для спасения всех [существ]".

Как повествуется в " Кратком жизнеописании", Падмасамбхава всегда был деятельным, даже в детстве. Ранние годы его жизни в ранге царевича и его отречение напоминают историю Будды. В начале своей религиозной деятельности он скорее ученик, а не учитель: он впитывает в себя учения всех гуру из людей и нечеловеческих существ, удостаивается многих посвящений и получает посвятительные имена. Затем вместе со своей шакти и лучшей ученицей Ман-даравой он практикуется в йоге. Но чаще в жизнеописании рассказывается о его проповедях Дхармы. Выполняя свою миссию в мире людей, он побывал во всех областях Индии, в Персии, Китае, Непале, Бутане, Сиккиме и Тибете. Он также посещал иные миры, и его учили Будды, а он учил богов, демонов, несчастных духов и обитателей ада.

Как Центральное Солнце окружено системами миров, так и образ Падмасамбхавы окружают легенды, мифы, философские системы, иерархии богов и основополагающие учения Махаяны, расцвеченные всеми красками, представленные во всем чарующем великолепии, которым отличается изобразительное искусство Востока. Поле деятельности Падмасамбхавы - Космос. Его религиозная миссия - оказание помощи всем чувствующим существам всех миров, рая и ада. Овладевший всеми известными человечеству видами искусства, ремесел и системами философии, посвященный в оккультные науки всех школ, в совершенстве владеющий йогой, стоящий выше добра и зла, неподвластный болезням, старости и смерти и свободный от необходимости рождаться и, следовательно, превосходящий величием Гаутаму Будду, он - идеализированный провозвестник Божественной Мудрости, осуществляемой в практической сфере.

Эти относимые к нему качества делают Падма-самбхаву величайшим Героем Культуры, Осирис, Митра, Один, Одиссей, Артур, Кецалькоатль и другие героические личности равны ему в знаниях и умениях, но лишь в некоторых из них.

Многие части текста " Жизнеописания" зашифрованы, и передать его полный смысл может только тот, кто получил полное посвящение в тантрийский буддизм всех школ, экзотерических и эзотерических, которое никто из известных европейцев не получал. В главе " Тантрийский буддизм" этот вопрос рассматривается более подробно.

Анализу распространенной и самой серьезной критики Великого Гуру со стороны противников его тантрийских учений, касающейся его пренебрежения всеми общепринятыми нормами морали, посвящена специальная глава " Добро и зло", где этот вопрос освещается достаточно подробно. Здесь можно отметить похожее и такое же серьезное обвинение Великого Гуру в том, что он имел пристрастие к спиртным напиткам и агитировал своих последователей пить пиво.

Почитатели Великого Гуру, когда редактор обсуждал с ними этот вопрос, дали такой ответ:
" Да, это правда, что Драгоценный Гуру пил до опьянения и учил своих учеников поступать так же. Но пили они амброзию богов, эликсир жизни, нектар бессмертия. Те, кто выпивает его много, становятся опьяненными настолько, что совершенно отключаются от мира явлений".

На многих изображениях Падмасамбхавы, как и на помещенном здесь на с. 6, он держит в левой руке чашу из человеческого черепа как символ отречения о мира, наполненную божественным напитком, который он предлагает всем тем, кто избирает его своим Гуру, и велит пить его, чтобы достичь таким путем Великого Освобождения. В суфизме, как видно на примере символической поэзии Омара Хайяма, также используется эта символика винопития и опьянения, имеющая такое же эзотерическое значение.
Такой же критике подвергаются современные индусские тантрики Бенгалии. Среди них одни принадлежат к Внутреннему Кругу, а другие - к Внешнему. В глазах первых вторые непосвященные, незрелые, еще не достигшие просветления. Принадлежащие к Внешнему Кругу экзотеристы пьют настоящее вино и осуществляют физическую половую связь шакта и шакти. Но для полностью посвященных все является только символами. Так считают они, ибо им дано знать тайны, а непосвященным не дано. Когда Великого Гуру обвиняли в нарушении супружеской верности (как об этом сообщается на с. 277), он простил своего критика и подумал: " Так как этот человек не знает ни о тайном смысле Махаяны, ни о йоге, относящейся к трем главным психическим центрам, я должен простить его".

Таким образом, многовековые разногласия между эзотеризмом и экзотеризмом все еще дают о себе знать в буддизме и индуизме. В исламе также существует противостояние между эзотеристами - " еретиками" суфи и экзотеристами - ортодоксами. В христианстве древняя церковь была полностью ликвидирована. Христианские экзотеристы, в большинстве своем происходившие из сословия рабов, осуществили религиозный переворот с целью удаления христианских эзотеристов, образованных последователей Гно-зиса, представлявший культурный слой общества. Экзотеристы победили и использовали вселенские соборы, чтобы предать анафеме всех эзотеристов. Таким образом, то христианство, которое было сформировано на вселенских соборах победившими революционерами и которое по сей день главенствует в христианском мире, представляет в основном народную или экзотерическую традицию.

Современные христиане, как принадлежащие церкви, так и находящиеся вне ее, признающие гностическую традицию, считают, что в Новом Завете есть много мест эзотерического содержания, и Евангелие от св. Иоанна является для них свидетельством того, что первоначальное христианство основывалось на эзотерических учениях. Поэтому, исходя из символизма древних таинств, которым также пользовались гностики, они истолковывают винопитие на Тайной Вечери так же, как истолковывали бы это суфи и тантрийские почитатели Падмасамбхавы.

Многие, если не все, чудеса, приписываемые Иисусу, они также трактуют с позиций гностицизма, в том числе превращение воды в вино, часто сейчас упоминаемое для оправдания торговли алкогольными напитками в христианских странах и производства и продажи христианскими монахами изысканных напитков и дорогих вин, приносящих доход церкви.

Поэтому, чтобы правильно понять Великого Гуру, следует смотреть на него не с точки зрения его критиков, принадлежащих к Внешнему Кругу или в полной мере являющихся экзотеристами, а с его позиции, которую, как мы хорошо знаем, склонны оспаривать или совсем отвергать те, кто ориентируется на Запад и имеет свой взгляд на общество и религию.

В заключение приведем выдержку из материала, продиктованного редактору одним из его гуру: " Не следует слишком много внимания уделять мнению толпы относительно Падмасамбхавы. Самоочевидный факт, что никто, кроме Великого Йога, не мог бы написать " Йогу познания ума в его обнаженности", авторство которой, как принято считать, принадлежит ему. Ни один человек с необузданными желаниями и страстями не мог бы постичь столь возвышенное учение. Когда мы также вспоминаем тот исторический факт, что Падмасамбхава был специально приглашен в Тибет царем Ти-Сонг-Деценом и был первым великим проповедником в Тибете учения Просветленного, что он вывел тибетский народ из варварского состояния в социальной жизни, развил в нем непревзойденное религиозное видение и что он почитается буддистами всех школ, мы не можем не считать Драгоценного Гуру одним из великих Героев Культуры и просветителем всего человечества".

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал