Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III время и пространство
В это учение о Реальности включено изложенное в трактате понимание времени древними индийцами, согласно которому, " прошедшее", " настоящее" и " будущее" являются просто представлениями ограниченного сансарического ума, что в Истинном Состоянии бесконечного Надмирного Ума времени нет, как нет никакой вещи. Находясь в Истинном Состоянии, йог понимает, что, как время по своей природе не имеет начала и конца и его нельзя делить на прошедшее, настоящее и будущее, так и пространство не имеет измерения и деления и в отдельности от Единого Ума, или Пустоты, не существует. Иными словами, в Истинном Состоянии Ум является вместилищем материи и формы как времени и пространства. Одновременно с рождением Космоса рождается время и исчезает с исчезновением Космоса. Время есть иллюзорная жизнь, или течение Космоса, и когда сансара исчезает, исчезает и время. Не движение рождает время, ибо время только определяется движением, наподобие движения стрелок часов и небесных тел. Следовательно, время, как учит также Плотин (III, vii, 11, 12), не что иное, как мера движения. Для Брахмана Спокойного существует во временном потоке только безначальность и бесконечность, которая есть безвременность. Для Брахмана-Сновидца существует прошлое, настоящее и будущее, время и пространство. В том Истинном Состоянии Спокойствия Ум, или Сознание, - одно. Но когда Ум иллюзорно перестает быть как То или Одно всех вещей и представляется как многое, тогда и возникают различные состояния сансарического сознания, называемые людьми сном без сновидений, сном со сновидениями, пробуждением, рождением, жизнью, умиранием и посмертным состоянием. Иллюзорность всех этих представлений убедительно раскрыта здесь в трактате " Йога познания ума в его обнаженности", как и в других направлениях йоги, представленных учениями об иллюзорном теле и состоянии сна, опубликованными в " Тибетской йоге и тайных учениях". Как утверждается в этих учениях, не существует единого отсчета времени. Ощущение времени в состоянии бодрствования совершенно отличается от ощущения времени в состоянии сна, находясь в котором, можно за одну ночь или даже за одно мгновение, определенное в бодрственном состоянии, пройти через годы, века, зоны опыта, такого же " реального" в состоянии сна, каким является опыт в состоянии бодрствования. Тогда также одно состояние сна со сновидениями может накладываться на другое, а это другое - на третье и так до бесконечности. Эти поддающиеся демонстрации факты человеческого опыта являются для йога неопровержимым доказательством иллюзорности и нефиксируемо-сти того, что люди называют временем. И по мере овладения йогой он все более убеждается в том, что каждое воспринимаемое состояние мира сна, бодрствования, посмертного мира и сансары в целом нереально. Затем, пробудившись от всех их, он становится действительно Пробужденным, перешагнувшим за пределы времени и пространства. Так, Великие Мудрецы Индии и Тибета уже с древности обладают знанием оккультных истин о времени и пространстве, проблески которых начинают улавливать европейские ученые только теперь в двадцатом веке все еще продолжающейся на Западе эпохи тьмы.
|