Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
V. Ум инаивида и коллективный ум
Непросветленный человек, которому еще далеко до Полного Пробуждения, считает себя обладателем неповторимого, ему одному присущего ума, и этот ошибочный взгляд получил выражение в догмате о душе. Но тибетские Учители утверждают, что неповторимым является только Единый Космический Ум, что на каждом из бесчисленных небесных тел в космосе, на которых существует жизнь, о Едином Космическом Уме имеется неправильное представление, так как такое представление создает отраженный, то есть вспомогательный ум, которым обладают все существа, живущие на них, включая планету Земля. Речь одного человека может быть передана по радио миллионам людей и быть услышана каждым из них. Хотя электростанция одна, она дает, свет жителям большого города. Хотя Солнце в планетной системе одно, бесчисленные его лучи дают свет и энергию каждому из многочисленных обитателей на всех ее планетах. Из одной тучи льются бесчисленные капли дождя. Также человечество является единым источником иллюзий. Если бы люди не были связаны единым умом, не было бы коллективных галлюцинаций. Если бы микрокосмическое проявление ума в каждом как бы индивидуальном существе было отдельным умом, это существо жило бы в своем отдельном иллюзорном мире; не нашлось бы даже двух людей, видящих мир одинаково. Именно благодаря тому, что умы людей, или их сознание, являются одним коллективным целым, все человечество одинаково воспринимает весь мир явлений, видит одни и те же горы, реки и океаны, одни и те же облака и радуги, одни и те же цвета, одинаково воспринимают звуки и запахи, обладает одинаковыми вкусовыми ощущениями и испытывает одинаковые чувства. Следовательно, существует один иллюзорный ум, сознательный и бессознательный, общий для всех человеческих существ, которым также обладают и другие живущие на Земле существа. На этом коллективном человеческом уме основывается человеческая наука. Он обеспечивает единообразие и преемственность всему человеческому знанию. Этот общий иллюзорный ум в его сознательном и бессознательном аспектах направляет деятельность человечества и формирует все человеческие представления. Своей бессознательной побудительной силой он управляет коллективным инстинктом пчелиного роя, колонии муравьев, стаи птиц и стада диких животных. В своем низшем или животном аспектах он обнаруживает себя в единообразии иррационального мышления и поведении разъяренной толпы. Множество человеческих и нечеловеческих существ на Земле, каждое из которых можно уподобить биологической клетке, образует в своей совокупности тело многоклеточного организма, освещаемого Единым Космическим Умом. Мы, как познал Апостол Павел, части одного Тела. Также Махаяна учит, что все люди одинаковы. Именно по причине того, что Будда именует Неведением, то есть отсутствием правильного понимания фактов воплощенного существования, человечество игнорирует Золотое Правило. Вместо взаимопомощи и сотрудничества, мы являемся свидетелями жестокого обращения человека с человеком, его войн с членами его тела, с самим собой. Только путем выхода за пределы коллективной галлюцинации, наследственного и расового Невежества, приковывающего человека к иллюзорному, преходящему и низменному, Провидцы узрели абсолютное единство не только человечества и каждого живого существа здесь на Земле, но и всего Космоса. За всеми этими иллюзорными явлениями, всеми личностными особенностями, умом и материей человек должен увидеть недифференцируемое То, нерожденное, не имеющее ни формы, ни качеств, не познаваемое органами чувств, неописуемое, находящееся за пределами того, что опутанные оковами Невежества называют душой, сознанием, существованием. Патриархи школы Мадхьямика - Нагарджуна и Ашвагхоша, называют эту трансцендентную природе Реальность Пустотой (санскр. Шуньята). Основатель школы йогачар, Асанга, назвал ее Основополагающим (или Коренным) Знанием (санскр. Алая-виджняна), трансцендентным всем вещам сознанием Единого Космического Ума. Приобрести это знание означает достичь нирваны, всеведения, которое есть Полное Пробуждение от Сна Невежества. Как учит наш трактат о познании Единого Ума, только познав себя в том смысле, какой вложен в эту формулу дельфийским оракулом, человек с помощью йоги соединяет свое микрокосмичесюое сознание с надмирным Всесознанием; перестав быть человеком, он становится Буддой; ограниченное становится всеобъемлющим, всеобщим, космическим. До тех пор пока капля росы предоставлена самой себе, ее поджидает немало превратностей. Она маленькая, слабая и беззащитная; ее существование висит на волоске. Она может высохнуть под солнечным лучом, ветер может сдуть ее, земля поглотить. Но когда она объединяется с остальными каплями, она разделяет с ними величие и мощь океана. Как утверждают Стражи Великого Пути, " до тех пор пока Мудрецы отделены друг от друга в своем существовании, мыслях и действиях, их знание ограничено, и они оказывают помощь только небольшому числу людей, ибо они еще не достигли состояния Будды. Но когда они достигают его, они становятся одним, с одним бесконечным умом и, действуя в единстве, оказывают помощь множеству существ бесконечно".
|