Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VII. Неграмотность и утилитаризм






 

Текст " Йоги познания ума в его обнаженности" заканчивается словами: " Даже пастух [то есть неграмотный человек] может путем познания достичь Освобождения". Сам Великий Гуру, как и Будда, употреблял, где только можно, свою образованность и, убедившись, как и все Мудрецы, в том, что грамотность не является главным условием духовной жизни, не требовал обязательной грамотности от своих учеников. Один из самых достойных из них был неграмотный пастух по имени Хум-кара, о котором повествуется в " Жизнеописании". Не все пророки и учители были образованными. Авторитетные представители ислама, считают, что Мохаммед не умел ни читать ни писать и продиктовал Коран по внушению ангела. В отрочестве от тоже был пастухом и пас свои стада в пустынных местностях в горах Аравии, где он медитировал, практиковал йогу и достиг в результате духовного знания. Хотя Иисус, когда был мальчиком, проповедовал в синагоге и превзошел в роли учителя ученых мужей, Его профессией было плотницкое ремесло, и нет никаких свидетельств о том, что Он был грамотным, не считая проливающего мало света на этот вопрос сообщения в Евангелии от Св. Иоанна (VIII, 8), где сказано, что Он " писал перстом на Земле", но не сказано, что писал - символы, буквы или что-то другое.

Великий йог Тибета Миларепа, встретившись с самодовольным пандитом, типичным представителем сословия кичащихся познаниями книжников, сказал ему:

Привыкнув с давних пор медитировать на Избранных Истинах, передаваемых шепотом, Я забыл все, что сказано в переписанных и напечатанных книгах. Привыкнув к изучению Единой Науки, Я утратил знание того, что является незнанием, приводящим к заблуждениям.

Привыкнув с давних пор сохранять мой ум в Несозданном Состоянии Свободы, Я забыл об условностях и придуманных обычаях.

Привыкнув с давних пор знать смысл Несказанного, Я забыл о способе изучения корней слов и происхождения слов и фраз. И пусть ты, о многоученый, найдешь подтверждение моим словам в авторитетных книгах!.

Для большинства европейцев неграмотность является ужасным злом. Это отношение во многом определяется их привязанностью к миру явлений, ибо их системы образования почти целиком утилитарного характера и предназначены для производства материальных вещей (многие из которых для истинного прогресса совершенно не нужны) и для эксплуатации земных недр, а не для познания человеком самого себя. Мыслители Востока, давно понявшие недостаточность грамотности, оторванной от духовности, подчеркивали, что для получения истинного Высшего Образования не требуется умения читать и писать или иметь ученую степень. Автор этих строк, побывавший во многих странах мира с целью изучения человека, встречал много благороднейших и мудрейших людей, мужчин и женщин, которые были совершенно неграмотными. Он подружился с неграмотными крестьянами отдаленных областей Ирландии, Западных Гебридов, континентальной Европы, Египта, Цейлона, Индии, Тибета и Китая, опережавшими по своему образу мышления и культуре многих, окончивших колледжи и университеты. Две французские крестьянские девушки Жанна Д'Арк и Бернадетта Субиру, которым являлась Лурд-ская Богоматерь, - два примера из многих, которыми отмечены все эпохи и религии, подтверждающие, что духовная жизнь превосходит то, что люди гордо именуют " образование" и " культура". Св. Екатерина Сиенская, девушка из народа, тоже неграмотная, достигла озарения после трех лет уединения и медитации, а затем вернулась в мир и оказывала влияние на политическую жизнь Италии.

Запад стоит на неверном пути в вопросе образования, как и в вопросах социальном и экономическом. Главная цель западного образования и управления государством состоит, по-видимому, в том, чтобы путем непрерывного увеличения спроса на товары, не являющиеся необходимыми для людей, обеспечивать экономический рост и сохранять благодаря этому производство. Близость к природе, исполненная достоинства простота " простого образа жизни" Лао-цзы, который пропагандировал среди американцев, американский последователь Лао-цзы Торо, но без какого-либо очевидного результата, не считая академического, сохраняются только в " глубинке" и главным образом среди таких же неграмотных пастухов и крестьян.

Образование, каким его понимают на Западе, не приводит ни к чему другому, нежели к усилению конкуренции в сфере экономики, все большей утилитарности прикладной науки, в основном нацеленной на разрушения и войны, и создание механических устройств, делающих животную сторону жизни людей еще более комфортной. И западный прогресс есть создание все новых пут, привязывающих к явлениям, майе, нереальному.

Западное образование, высшее или низшее, есть, как утверждают Гуру, просто обучение, дающее возможность зарабатывать на жизнь, и как таковое его следует рассматривать как самое низшее. Истинно Высшее Образование имеет одну цель - выйти за пределы мира явлений, достичь состояния, которое лучше человеческого. Но до тех пор, пока люди на Западе не поверят, что такое высшее состояние достижимо, они будут продолжать эксплуатировать друг друга и стремиться к чисто материалистическому образованию и образу жизни, называемым " высшим".

Если наука, как и философия, не ставит своей главной целью нравственное совершенствование человека, поднятие его духовного уровня вместе с материальным, она недостойна называться наукой. Так думают на Востоке. Поэтому химия, чтобы быть истинной наукой, какой она была, когда называлась алхимией, должна заняться в первую очередь поиском эликсира жизни в оккультном смысле, философским камнем, трансмутирующим человеческое в божественное, а не чисто утилитарными изысканиями, культивирующими эгоизм взамен альтруизма. Астрономия, занимающаяся исследованиями только в области физики и механики Вселенной, вычислением расстояний и каталогизацией звезд, полностью отказалась от применения знаний астрономии для лучшего понимания человека с точки зрения влияния на него небесных тел и, в отличие от астрологии, такая же утилитарная и бездуховная наука.

Однако Великий Гуру, изучавший науку о звездах в ее первоначальной форме астрологии, применял ее для познания человека. Он также отверг рационалистические методы, такие, которые применяются при изучении догматической теологии, и практиковал прикладную психологическую науку йоги. Он занимался искусством и ремеслами не для того, чтобы приобретать мирские блага, а чтобы лучше понять мирскую деятельность человека. Его изучение языков не имело филологической подоплеки, а имело целью познание психологии человека и проникновение в тайну существования путем общения с богами, демонами и другими чувствующими существами сансары. Он изучал системы философии и йоги не для того чтобы стать пандитом, а чтобы познать жизнь. И целью Падма-самбхавы, как и Миларепы, при изучении всех наук, которые ему преподавались многими гуру на Земле и в нечеловеческих мирах, было приобретение не столько знаний о мире сансары, сколько знания о Божественной Мудрости, трансцендентного миру явлений состояния. Великий Гуру не стремился к развитию рационального ума, а стремился проникнуть в Реальность за пределами сансары, познать Истинное Состояние, ничем не заполненную Пустоту.

Махарши из Тируваннамалаи выразил свое собственное мнение по этому вопросу, совпадающее с вышесказанным: " Может наступить время, когда забудется все, что было выучено. Мусор, собранный в кучу, просто выбрасывается. Нет необходимости его разбирать".

Плотин, представляющий европейскую мысль, указал на ту же истину, которая, будучи познаваема и, следовательно, доказуема, проповедовалась Провидцами всех времен, народов и рас, во всех религиях:
" Познание Единого достигается нами не с помощью научного знания, не с помощью мысли, а, в отличие от рассудительного познания прочих вещей, путем присутствия, которое превосходит науку. Когда познающий принцип человека приобретает научное знание чего-нибудь, он лишается единства и перестает быть одним, ибо науку создает дискурсивный разум, а дискурсивный разум подразумевает множественность. Мы должны поэтому выйти за пределы науки и никогда не уходить от того, что в сущности есть Единое; мы должны оставить науку, цели науки и все другие вещи, интересующие рациональный ум. Даже Красота должна быть оставлена, ибо красота вторична по отношению к Единому и происходит из него, как дневной свет от Солнца. Поэтому Платон говорит, что Единое невыразимо и неописуемо. Однако мы говорим и пишем о нем только ради того, чтобы этим пробудить нашу высшую природу и направить ее к этому Божественному Видению, как если бы мы показывали дорогу тому, кто хочет идти по ней. Само учение может только указывать Путь и направлять идущего по нему. Обретение Видения зависит только от самого человека, стремящегося к нему".

Таким образом, Плотин утверждает, что Красота, или Искусство (понимаемая как эманация Единого Ума), не является первичной, хотя в работах по эстетике иногда можно встретить противоположные высказывания, а имеет вторичную природу и значение. Этот взгляд совпадает с учением йоги, которое изложено в главе IX " Добро и зло".

На Западе не все признают, что есть способы распространения культуры не через грамотность, которую Гуру считают менее эффективным способом. На Востоке применяются четыре других способа:

1) с помощью телепатии, то есть психологического осмоса;

2) с помощью абстрактных символов, таких, как мудры, которые делают с участием различных частей тела, и с помощью мандал, которые чертят на земле или выписывают на бумаге, ткани или дереве; конкретных символов, которыми могут быть геометричес кие формы, изображения, животные, небесные тела и создаваемые посредством магии формы;

3) с помощью звука - музыкального или слышно произносимых мантр или слов, которые обычно шепчут на ухо неофиту при посвящении;

4) с помощью написанных слов при изложении тайных учений, обычно искусно зашифрованном, очень сложном и иносказательном.

Первый способ самый возвышенный; четвертый способ передачи Высшего Знания занимает нижнюю ступень.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал