Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория и практика. Первым ярким примером организации, воспользовавшейся преимуществами дивизиональной структуры, может служить Дженерал Моторс
Первым ярким примером организации, воспользовавшейся преимуществами дивизиональной структуры, может служить Дженерал Моторс. Ее руководитель Альфред Слоун в 1920-е годы столкнулся с полномасштабным кризисом, вызванным в первую очередь успехами компании Форд Моторс и ее модели «Т». Форд Моторс представляла собой классическую пирамидальную организацию с линейно-функциональной структурой. Сделав ставку на производство недорогих надежных автомобилей, она сумела посредством вертикальной концентрации усилий различных функциональных подразделений, добиться впечатляющих результатов и занять почти монопольное положение на рынке. В противоположность данной стратегии Дженерал Моторс всегда представляла собой некоторую совокупность относительно самостоятельных филиалов – Шевроле, Бьюик, Кадиллак и т.п. Они предлагали различные модели для различных сегментов рынка, но в 1920-е годы деление этих сегментов было еще не достаточно четким, и филиалы часто конкурировали друг с другом, отбивая друг у друга клиентов и используя различные запчасти при производстве автомобилей. Конкуренция с Форд Моторс подвигла А.Слоуна упорядочить структуру взаимодействия филиалов, четко разграничив сегменты рынка (Шевроле производит недорогие машины, Кадиллак – напротив, эксклюзивные модели) и определив важнейшие области для кооперации в производстве отдельных деталей. Таким образом, появилась дивизиональная организационная структура, подразделения в которой были выделены не по функциональному, а по иному – в данном случае рыночному – принципу. Каждый филиал обладал всей необходимой совокупностью функциональных подразделений и при этом в значительной степени был самостоятельным в решении вопросов, относящихся к оперативному поведению на рынке.
Введение дивизиональной структуры позволило «Дженерал Моторс» преодолеть кризисные явления 1920-х годов. В период с 1927 по 1937 год прибыль компании составила 2 млрд. долларов. К 1940-му году она уже контролировала 40% рынка, в то время как доля лидировавшей ранее «Форд Моторс» сократилась до 16%. «Формирование мультидивизиональной структуры – пишут американские авторы – в соответствии с новой стратегией не только позволило GM преуспеть в конкурентной борьбе, но и заложило основу для непрерывного расширения ассортимента продукции, выпускаемой компанией. В последующие годы этот ассортимент пополнился новыми видами продукции – от грузовых автомобилей до кухонной утвари».[11] Определением дивизиональной структуры может быть следующее: дивизиональная организационная структура характерна тем, что крупные подразделения в ней выделяются по любому, но не функциональному признаку. В экономической практике такими базовыми признаками оказались три: - продуктовый (товарный); - региональный (территориальный); - клиентский (рыночный). В принципе сегодня можно представить себе и некоторые иные критерии, связанные с более точным описанием сферы деятельности филиалов, но при внимательном рассмотрении все эти критерии так или иначе будут соответствовать какому бы то ни было из трех обозначенных выше (рис. 4).
Рис. 3.4. Дивизиональная организационная структура
При продуктовой/товарной организации подразделения выделяются в соответствии с различными товарами, которые выпускает компания, причем, это могут быть различные товары – не обязательно модели автомобилей или различные виды прохладительных напитков и т.п. Данные тип организации может подразумевать производство в различных филиалах разных деталей, а в других филиалах – их сборку. Каждый филиал в данном случае концентрирует внимание на определенном виде продукции, подстраивает под ее производство свою внутреннюю структуру, оперативно решает множество проблем, которые ранее – при линейно-функциональной организации – требовали бы обсуждения либо на самом верху, либо в больших функциональных подразделения, что значительно замедляло процесс принятия решений. Очень распространен в мире территориальный тип дивизиональной структуры. Он особенно характерен для многонациональных компаний. Каждая страна или группа стран имеет свои особенности, они прежде всего связаны с поведением покупателей и выбором правильной маркетинговой стратегии в области ассортимента, ценообразования, продвижения товара и т.д. Централизовать маркетинговую деятельность в многонациональной корпорации, значит заведомо снизить прибыль. Данное обстоятельство подталкивает компании к выделению филиалов по территориальному принципу. Важен данный тип структуры и для России с ее регионами, столь отличными друг от друга, как по своему экономическому развитию, так и по культурным традициям. Клиентский принцип выделения подразделений в дивизиональной структуре не совсем заслужено занимает третье место. Это связано с тем, что компаний, четко ориентированных в построении своей структуры только на него, не так много. Существуют производители детских игрушек, которые выделяют подразделения на основании возраста клиентов: одно подразделение выпускает продукцию для детей 1-2 лет, другое – для 3-5 летних, третье – для детей младшего школьного возраста. Это же можно сказать о ряде книгоиздательских домов с подразделениями, четко ориентированными на выпуск книг для определенных категорий клиентов: школьников, путешественников, ученых, посетителей выставок и т.п. Вместе с тем, с методологической точки зрения, клиентский критерий является важнейшим и, в конечном счете, определяющим в дивизиональной структуре. Различие в товарах – это прежде всего различие в клиентах, для которых они производятся, различие территорий – это опять-таки в первую очередь различие в людях, которые их населяют. Поэтому, за двумя первыми более распространенными критериями стоит один единственный клиентский принцип выделения подразделений. Достоинства дивизиональной структуры заключаются в следующем: - более высокой адаптивности по сравнению с существовавшими ранее структурами; - улучшение координации деятельности функциональных отделов внутри подразделений; - возможности дальнейшего развития самостоятельности подразделений, децентрализованной организации финансовых потоков. Важнейшим преимуществом дивизиональной структуры является возможность построения не только организационной, но и финансовой структур фирмы. В общем виде в рамках финансовой структуры предприятия выделяются три вида подразделений: - центры прибыли – подразделения, которые приносят прибыль или обязательно должны быть ориентированы на прибыль в своей деятельности (если сегодня они не способны зарабатывать деньги внутри и вне компании – это свидетельствует о некомпетентном руководстве); - центры затрат – те подразделения, существование которых считается необходимым для организации в целом, но которые, по определению, неспособны зарабатывать деньги (образовательные центры компании, медицинские учреждения, отделы, связанные с разработкой и испытанием продукции, и т.п.) - венчурные центры – подразделения, которые сегодня приносят вполне оправленные убытки, но завтра способны приносить прибыль (в первую очередь к ним относятся новые подразделения компании, которые в настоящий момента тратят больше денег на свое развитие, чем приносят прибыли). Организационную систему, состоящую из таких центров, очень трудно разработать в рамках линейно-функциональной структуры. Какую прибыль приносят бухгалтерия или плановый отдел? Такой вопрос чаще всего оказывается риторическим. Для ответа на него требуются очень сложные процедуры подсчета, эффективные, как правило, только тогда, когда на рынке существуют независимые организации, предоставляющие подобные услуги. Дивизиональная структура любого образца в этом плане значительно удобнее. Каждое дивизиональное подразделение производит свой продукт или услугу. В этом случае подсчитать рентабельность значительно проще. Значительно проще также заинтересовать работников и руководство подразделений в прибыли, даже если подразделение не является юридическим лицом и прибыль будет чисто условной величиной. Таким образом, дивизиональная структура компании создает реальную возможность децентрализации финансовых потоков с целью создания более благоприятных условий для проявления инициативы рядовых работников и повышения эффективности функционирования всего организационного целого. Недостатками дивизиональной структуры являются: - дублирование функций управления в различных подразделениях; - меньшая экономичность в сравнении с линейно-функциональной структурой; - сложность распределения полномочий между центральной штаб-квартирой и подразделениями. Дороговизна и дублирование функций становятся серьезным тормозом при внедрении дивизиональных структур управления на отечественных предприятиях. Нехватка денежных средств, невозможность обеспечить рентабельность отдельных производств, трудности с поиском специалистов, способных принимать самостоятельные решения, существенно осложняют внедрение данного типа структуры.
Проектная структура Развитие дивизиональных структур, их превращение в холдинги и иные современные структуры управления обозначило одно из магистральных направлений в реорганизации компаний в современных условиях. Другое направление было связано с развитием и широким использованием проектных структур (рис. 3.5).
Рис. 3.5. Проектная организационная структура
Такие структуры существовали всегда в ряде отраслей, прежде всего, в строительстве. Их преимущества заключались в абсолютной адаптивности. Проектную структуру можно определить как «структуру без структуры». Под каждый проект, запущенный компанией, внутри нее создается специальное подразделение, с завершением проекта подразделение расформировывается и возникает новое, созданное под новый проект. Проектная структура хорошо работает, когда речь идет о крупномасштабных и достаточно уникальных экономических начинаниях. Строительство дома, создание новой технологии, обслуживание крупного клиента, инициировавшего специальный индивидуальный заказ – такого рода экономические действия будут адекватны проектной структуре. С развитием высоких технологий и сферы услуг проектная структура начинает играть все большую роль. Индивидуализация заказов клиентов определяет значимость построения подобных структур даже в тех отраслях, которые ранее тяготели к массовому производству и соответственно применяли другие типы структур. Вообще постиндустриальное общество создает в экономике нечто подобное биологическому симбиозу – взаимовыгодному существованию поточных производств и проектных организаций. Типичный пример – крупные автомобилестроительные заводы и небольшие тюннинговые фирмы.
|