Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление финансами. Финансовая политика государства
Управление финансами – это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы. Общее управление финансами в РФ осуществляют: • Президент РФ. • Федеральное Собрание РФ и две его палаты: • Верхняя палата – Совет Федерации. • Нижняя палата – Государственная Дума. Их основные функции: • Рассмотрение и утверждение федерального бюджета России. • Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении федерального бюджета. • Рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах. • Установление размера государственного внутреннего и внешнего долга. Аппарат управления финансовой системой РФ: • Профильные комитеты и службы по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации. • Счетная палата РФ. • Министерство финансов РФ и его органы на местах. • Центральный банк РФ. • Федеральная налоговая служба РФ. • Федеральная таможенная служба РФ. • Федеральная служба по финансовым рынкам РФ. • Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом РФ. Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат – Министерство финансов (Минфин), в его задачи входит: • Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики. • Составление проекта и исполнение федерального бюджета. • Обеспечение устойчивости государственных финансов и их активное воздействие на развитие страны. • Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития. • Разработка предложения по привлечению в экономику страны иностранных кредитов. • Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности. • Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Функции Минфина: • участие в работе по составлению прогнозов экономики государства; • определение потребности в государственных ресурсах; • формирование налоговой политики государства; • разработка нормативной базы отчислений из бюджета Федерации в бюджеты субъектов федерации и т.д. Федеральная налоговая служба РФ (подчиняется Минфину), задачи: • Осуществлять контроль за исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей. • Подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства. Министерство внутренних дел РФ (ранее - налоговая полиция), задачи: • Предупреждение, выявление налоговых преступлений. • Оперативно-розыскная деятельность и контроль за выполнением налогового законодательства. • Обеспечение безопасности деятельности налоговых инспекции и их сотрудников. • Пресечение преступлений в налоговых органах. Федеральная таможенная служба РФ, задачи: • Осуществление таможенных проверок по налогам, сборам и государственным пошлинам взимаемым таможенными органами, в том числе проверки всей документации, связанной с исчислением и уплатой обязательных платежей. • Осуществление контроля за валютной выручкой и контроля за выполнением таможенного и налогового законодательства при внешнеэкономических расчетах. К негосударственным органам управления финансами (микроуровень – предприятия и макроуровень – национальные корпорации) относятся органы финансового менеджмента на предприятиях, в коммерческих банках и др. Важное подразделение Минфина – Главное управление федерального казначейства - отвечает за кассовое исполнение бюджета. По средствам своих территориальных органов оно выполняет задачи по организации, осуществлению и контролю над исполнением федерального бюджета РФ, управлению доходами и расходами этого бюджета, исходя из принципов единства кассы и специализации бюджетных кредитов. Финансовый контроль – контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специализированных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, физических лиц) с применением специальных методов. Высшим специальным органом государственного финансового контроля выступает Счетная палата. Функции финансового контроля: • Проверка расходования государственных средств (проверка сумм расходования и эффективность использования государственных средств). • Проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы. • Проверка соблюдения правил учета и отчетности. Виды финансового контроля в зависимости от органа, его осуществляющего: • Государственный финансовый контроль: • вневедомственный (общегосударственный); • ведомственный (негосударственный). • Негосударственный финансовый контроль: • внутрихозяйственный; • общественный; • аудиторский; • страховой. Общая классификация видов финансового контроля: • По времени проведения: • предварительный; • текущий (оперативный); • последующий. • По субъектам контроля: • государственный; • внутрихозяйственный; • общественный; • независимый. • По сферам финансовой деятельности: • бюджетный; • налоговый; • валютный; • кредитный; • страховой; • инвестиционный; • контроль за денежной массой. • По форме проведения: • обязательный (внешний); • инициативный (внутренний). • Методы проведения финансового контроля: • Проверка (проверяются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности). • Обследование (охватывает более широкий круг показателей или вопросов). • Анализ финансовой деятельности. • Наблюдение (мониторинг). • Ревизия. Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. В ней определен общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. Но также финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства. Содержание финансовой политики: • Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее главных целей и задач. • Определение основных направлений использования финансов на текущий период и перспективу. • Создание финансового механизма. • Эффективное управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. • Осуществление практических действий, направленных на достижение главных целей финансовой политики. Финансовая политика проявляется через: • систему ценообразования; • налоговую политику и источники формирования бюджета; • денежно-кредитную политику; • приватизацию и т.д.
|