![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды прибыли на предприятии
Рис. 7. Порядок определения финансовых результатов Показатели финансового результата предприятия: 1) общая рентабельность совокупного капитала: Rобщ=(Пбал/Общий актив баланса)·100%, (24) где Пбал – балансовая прибыль (общая). Этот показатель означает эффективность использования всех активов с целью получения балансовой прибыли. 2) чистая рентабельность совокупного капитала: Rчист=(Пчист/ Общий актив баланса)·100%, (25) где Пчист – чистая прибыль; 3) общая (чистая) рентабельность собственного капитала: Rск=(Пбал/СК)·100%; Rск=(Пчист/СК)·100%. (26) Она показывает эффективность использования собственного капитала с целью получения балансовой (чистой) прибыли. 4) общая (чистая) рентабельность производства: Rпр=(Пбал/(ОПФ+ОбС))·100%; Rпр=(Пчист/(ОПФ+ОбС))·100%, (27) где ОПФ – основные производственные фонды; ОбС – оборотные средства. Распределение валовой прибыли: • Налог на прибыль. • Штрафы и санкции. • Выплаты по кредитам и облигациям. • Дивиденды по акциям. • Фонд накопления. • Фонд потребления. • Резервный капитал – покрытие своих рисков. • Нераспределенная прибыль – увеличение собственного капитала организации. Взаимосвязь структуры затрат, объема реализации и прибыли определяет анализ безубыточности предприятия, основа которого заключается в том, что доходов должно хватать на покрытие расходов. Определение критического объема производства (реализации) и точки безубыточности: Вкр× Ц = А + Вкр× П; (28) Б = Вкр = А / (Ц – П), где Б – точка безубыточности; Вкр – объем критический; Ц – цена на единицу продукции; П – переменные издержки на единицу продукции; А – условно-постоянные расходы.
Рис. 8. Графическое изображение точки безубыточности, где ДС – денежные средства
Данная методика является основной для принятия решения о целесообразности начала нового производства, а так же существования проекта в течении всей его жизнидеятельности.
Финансовое планирование в системе управления предприятием, оценка и обеспечение его финансовой устойчивости 2.2.1. Основные задачи разработки финансовых планов, их структура, принципы и методы составления. Краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное финансовое планирование: содержание плана, прогноз объема выручки, баланс доходов, сводный плановый баланс активов и пассивов, достижение безубыточности Задачи финансового планирования: • Обеспечение источниками финансирования процесса воспроизводства путем формирования и использования соответствующих целевых фондов. • Обеспечение расчетов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, с банками и страховыми организациями, кредиторами. • Выявление имеющихся резервов. • Ведение рациональной налоговой политики. • Организация контроля за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия и т.д. Методы финансового планирования: • экономического анализа (определяет основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия); • нормативных расчетов (сущность – на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность предприятия в ресурсах и их источниках); • балансовых расчетов (основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса); • денежных потоков (основывается на прогнозе ожидаемых поступлений денежных средств на бюджетирование издержек и расходов); • многовариантности (состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов); • экономико-математического моделирования (позволяют количественно выразить тесную взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими). Этапы финансового планирования: 1) Анализ всех финансовых показателей деятельности предприятия. 2) Разработка финансовой стратегии предприятия и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия. 3) Уточнение и корректировка основных показателей прогнозных финансовых документов путем составления текущих финансовых планов. 4) Состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами предприятия. 5) Осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов. 6) Осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, определяющей конечные финансовые результаты деятельности в целом. 7) Анализ и контроль за выполнением финансовых планов. Выделяют следующие группы финансовых планов: • Перспективные (разработка финансовой стратегии и прогнозирование финансовой деятельности). Результаты перспективного финансового планирования: • прогноз отчета о прибылях и убытках; • прогноз движения денежных средств; • прогноз бухгалтерского баланса. • Текущие (разработка финансовой стратегии и финансовой политики по отдельным аспектам деятельности, как правило, на ближайший год). Результаты текущего финансового планирования: • план прибыли и убытков; • план движения денежных средств (учитывает приток денежных средств, учитывает отток денежных средств, рассчитывает чистый денежный поток); • план бухгалтерского баланса. • Оперативные (отражение оперативного денежного оборота предприятия, поступления и расходования средств по конкретным календарным датам, как правило, на ближайший месяц). План прибыли и убытков разрабатывается поэтапно: • рассчитывается плановая сумма амортизации; • определяется сумма затрат; • определяется выручка от реализации продукции. Разработка финансовой стратегии включает в себя: • определение периода реализации стратегии; • анализ факторов внешней финансовой среды; • формирование стратегических целей финансовой деятельности; • разработку финансовой политики организации; • разработку системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии; • оценку разработанной финансовой стратегии. Прогнозирование финансовой деятельности предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия. Плановый баланс активов и пассивов отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятия. Формируется на основании запланированных изменений статей планового баланса предыдущего года, а так же плана прибылей и убытков.
По временным периодам разработки финансовых планов различают: • долгосрочное финансовое планирование (длительность периода от 5 до 25 лет); • среднесрочное финансовое планирование (длительность периода от 2 до 5 лет); • краткосрочное финансовое планирование (длительность периода до 2 лет). В современной экономике выделяют следующие модели процесса финансового планирования: 1) Разработка финансовой части бизнес – плана, которая включает: • подготовку заявок на получение кредитов в коммерческих банках; • составление проспектов эмиссии ценных бумаг для привлечения дополнительного капитала в денежной форме; • обоснование получения иностранных инвестиций, сопровождающееся предоставлением инвесторам надежной информации о финансовой привлекательности бизнес – проекта. При разработке модели применяются следующие методы: • прогноз объемов реализации (метод определения величины будущих продаж может определяться мнениями экспертов, а так же путем анализа временных рядов, цикличности и сезонности, применением экономических моделей); • баланс денежных объемов и поступлений (заключатся в оценке синхронности поступления и расходования денежных средств, для обеспечения достаточности денежных поступлений на отдельном временном отрезке для покрытия своих расходов); • составление таблицы доходов и затрат (аналогично отчету о прибылях и убытках); • прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия (дает возможность убедиться в том, что все запланированные активы предприятия действительно обеспечены источниками формирования); • расчет точки достижения безубыточности (позволяет определить объемы производства и продаж товара с точки зрения безубыточности, т.е. определить точку нулевой прибыли). 2) Бюджетирование применяется при краткосрочном планировании и включает: • установление общих целей развития предприятия (осуществляется на уровне высшего руководства); • конкретизацию общих целей и определение задач для каждого отдельного подразделения; • подготовку отделами и подразделениями оперативных бюджетов; • анализ подготовленных бюджетов высшим руководством и их корректировку; • подготовку итоговых бюджетов. Выделяют несколько основных видов бюджетов: • Материальный (включает перечень всех видов сырья и материалов, необходимых для реализации конкретного плана, и их количественную оценку). • Бюджет закупок (конкретизируются расходы на закупку всех материалов); • Трудовой бюджет (отражает прямые издержки труда запланированных видов деятельности). • Бюджет административных расходов (включает расходы на выполнение главных управленческих функций). • Бюджет дополнительных вложений капитала (в котором уточняются запланированные денежные расходы с учетом изменений). • Бюджет наличности (включает детализацию потоков наличности за определенный будущий период). 3) Составление прогнозных финансовых документов (применяется при долгосрочном планировании). Исходные документы: • Отчет о прибыльности. • Отчет о рыночной позиции. • Отчет о производительности. • Отчет об использовании активов. • Отчет об инновациях и др. При составлении прогнозных финансовых документов применяются следующие методы: • Прогноз продаж. • Определение потребности во внешнем финансировании (рис. 9). • Регрессионный анализ. • Расчет процента от продаж. • Анализ безубыточности. Рис. 9. Определение потребности во внешнем финансировании Особенности метода регрессионного анализа: • Используется, если для определения потребности в капитале необходим анализ зависимости одной определенной величины от другой или нескольких других величин. • Метод связывает продажи с потребностью в капитале и позволяет исследовать эту взаимосвязь. • Регрессионный анализ рассматривает потребность в финансировании как функцию от объема продаж. • В системе координат наносятся точки, обозначающие соотношение между объемом продаж и потребностью в капитале в различные периоды времени. • Точки объединяются в одну линию – прямую (линейная регрессия) или кривую (нелинейная регрессия). Особенности метода процента от продаж: • Суть метода заключается в том, что каждый из элементов прогнозных документов рассчитывается как процентное отношение от установленной величины продаж. • Метод позволяет определить каждую статью планового баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из запланированной величины продаж.
|