Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Субъективные факторы управленческого контроля
Руководство не может непосредственно контролировать товар или затраты на его производство, оно лишь влияет на действия людей, ответственных за возникновение этих затрат. Вопросами поведения людей в коллективах занимается социальная психология, которая во многом определяет и принципы, лежащие в основе процесса управления. Поведение персонала предприятия зависит от ряда факторов, приведенных ниже. ПОТРЕБНОСТИ. Поведение индивидуума мотивируется его потребностями. Потребности можно сгруппировать следующим образом: • внешние потребности: — потребности к существованию — пища, жилищеи т.п.; — потребность в безопасности; — социальные потребности; — потребность в признании и репутации; — потребность в самоконтроле и независимости; • внутренние потребности: — потребности в компетенции, достижении цели и самовыражении. Внешние потребности могут быть удовлетворены за счет внешних источников: пищи, денег, похвалы коллег. Внутренние — тем, что человек дает самому себе. Как только потребность удовлетворена, люди прекращают искать желаемые источники удовлетворения. Удовлетворенная потребность перестает быть мотиватором. Исключение здесь — внутренняя потребность, которая никогда не может быть полностью удовлетворена. МОТИВАЦИЯ. Поведение людей с целью удовлетворения потребностей обосновывается мотивационной теорией ожидания. По этой теории мотив данного поведения определяется: • человеческой верой или ожиданием того, какими будут результаты этого поведения; • привлекательностью этих результатов для человека с точки зрения удовлетворения его потребностей. Мотивация наиболее слаба в тех случаях, когда стоящая перед человеком цель либо невыполнима, либо легко выполнима. Наиболее сильна мотивация, когда шансы в достижении цели 50: 50. Это необходимо учитывать в управленческом контроле. СТИМУЛЫ. Положительный стимул (поощрение) -— результат, повышающий уровень удовлетворения потребностей. Отрицательный стимул (взыскание, наказание) — результат, снижающий уровень удовлетворения потребностей. Особенности стимулов: • отношение руководства предприятия к системе управленческого контроля само является сильным стимулом; • люди больше мотивируются возможностью получить вознаграждение, чем страхом наказания; • то, из чего состоит вознаграждение, зависит от конкретной ситуации (не всегда деньги — решающий фактор); • денежная компенсация важна, но начиная с определенного уровня ее сумма не так важна, как другие виды вознаграждения; • для внутренней мотивации важно получение информации о результатах своей деятельности; без этого нет ощущения достижения или самовыражения; • оптимальная частота обратной связи зависит от срока действия цели, т.е. промежутка времени между постановкой задачи и получением информации о ее решении. Этот промежуток может составлять час для работников нижних уровней предприятия, год и больше для руководства; • результативность стимулов быстро снижается, если время между действием и вознаграждением или взысканием превышает промежуток действия; • работники удовлетворены сведениями о своей деятельности, если эти сведения, по их мнению, объективны; • начиная с некоторого момента новые стимулы в улучшении деятельности не приносят никакого результата. Стимулы могут быть не только денежными, но и формальными. Например, в армии при укладывании парашютов к мешку с парашютом прикрепляется бирка с указанием фамилии укладывающего. Время от времени этот парашют выдается для прыжка укладывающему. Это дает высокое качество укладки. При оценке центра ответственности необходимо найти справедливую базу оценки работы его руководства.
|