Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процедуры первичного контроля
Для организации и проведения первичного контроля необходимо разрабатывать специальные процедуры, которые определяют порядок действий, выполнения работ по первичному контролю. Процедуры контроля, хотя и являются составляющими технологических элементов управления (в частности, контроля), тем не менее имеют свои особенности и методы применения, которые позволяют повышать эффективность технологии управления в целом. Технология контроля — это механизм, включающий выбор методов и процедур, при помощи которых происходит отбор данных, необходимых для выявления отклонений от целей управления. Внедрять самостоятельные процедуры первичного контроля на производстве нет необходимости, поскольку они не самоцель, а элемент технологических процедур управления. Тем не менее знание общих закономерностей, методов, принципов, особенностей, условий первичного контроля позволяет, создавая процедуру первичного контроля, «накладывать» ее на ту или иную процедуру управления, соответствующим образом корректируя технологию управления. Известно, что процедура управления существенно расширяет круг знаний о системе организации информации на предприятии, способствует более глубокому пониманию работниками всего цикла работ по формированию, передаче, хранению и обобщению информации, а также позволяет избежать субоптимизации отдельных частей системы информации, поскольку совершенствование системы информации в целом требует иных подходов, чем при улучшении отдельных ее частей. Процедуры управления являются базой для совершенствования информационных подсистем и системы в целом, для внедрения новых идей и разработок. Они способствуют обучению персонала, выполнению новых операций или освоению нового информационного процесса. Процедуры закрепляют порядок проведения первичного контроля: круг работников, участвующих в формировании того или иного показателя или его качественной характеристики; основы взаимоотношений работников по формированию первичной информации, их права, обязанности и ответственность; связь результатов контроля с оценкой деятельности работников. Отсутствие действующих процедур управления приводит к нерациональному взаимодействию звеньев аппарата управления, нарушению документооборота, нежелательной самодеятельности работников в формировании информации, затрудняет процесс совершенствования действующего порядка формирования и обобщения данных. При разработке процедур управления необходимо ориентироваться на сложившуюся функциональную специализацию органа управления, круг управленческих проблем. Процедуры конкретизируют и регламентируют взаимоотношения работников по формированию исходных первичных данных о производственном процессе как в организационно-техническом, технологическом, экономическом, так и в юридическом аспектах. Процедура закрепляет в нормативном порядке права и обязанности работников в процессе производства и формирования информации. Наличие процедур первичного контроля конкретных хозяйственных операций позволяет обучать людей на конкретных рабочих местах, разъяснять цели, способы и средства контроля и первичного учета. Процедуры контроля разрабатываются как на стадии формирования первичных данных, так и на стадии их обработки и обобщения. Особая роль в силу недостаточной изученности вопроса принадлежит разработке процедур на стадии формирования первичных данных по каждой хозяйственной операции. Процедура контроля состоит из следующих элементов. 1. Формирование основ взаимоотношений участников производства: а) определение круга работников, участвующих в формировании, контроле и анализе первичных данных в стандартной ситуации и при возникновении отклонения; б) установление прав и обязанностей участников первичного контроля и анализа в рамках их взаимоотношений; в) обеспечение юридической полноценности результатов первичного контроля; г) закрепление ответственности за достоверность первичных данных; д) установление связи результатов контроля и анализа с оценкой результатов деятельности и стимулированием работников (поощрением или наказанием). 2. Разработка системы первичных документов, средств и способов первичного учета, контроля и анализа: а) определение круга первичных документов или носителей информации по каждой хозяйственной операции как для стандартной ситуации, так и в случае возникновения отклонения; б) определение способа заполнения, корректировки и оценки данных первичного носителя информации; в) фиксация контролируемых точек хозяйственной деятельности и контролируемых параметров объекта контроля; г) разработка методов и способов первичного контроля, учета и анализа данных в стандартных и проблемных хозяйственных ситуациях. 3. Разработка организационных основ первичного контроля, учета и анализа: а) установление порядка взаимоотношений работника по поводу первичного контроля, учета и анализа; б) закрепление общего руководства организацией первичного контроля, учета и анализа; в) разработка системы документооборота от начала формирования каждого первичного документа до сдачи его в архив; г) выбор и обоснование методов контроля по каждой хозяйственной операции. Резюме
Для принятия стратегического решения (выбора альтернативного варианта действий) необходимо сначала определить условия и элементы стратегического анализа. Далее следует уяснить себе, какая информация необходима для стратегического планирования и какова роль относительных показателей в процессе сопоставления результатов деятельности предприятия и его конкурентов, а также их рыночных позиций. Важную роль здесь играют данные о затратах и ценах. Изучая вопросы управленческого контроля, важно представлять, что такое контрольная среда и какое место в сфере контроля занимают центры ответственности, а также как они классифицируются. Для измерения результатов работы центров ответственности служат трансфертные цены. Не менее важны субъективные аспекты управленческого контроля, например поведение участников процесса производства, их мотивация. Поскольку для управленческого контроля так важен учет по центрам затрат, а он имеет свою специфику, нужно ввести новую классификацию затрат (подконтрольные, неподконтрольные, достоверные, изменяемые, неизбежные). Особое внимание следует обратить на контроль за формированием информации, причины появления некачественной первичной информации. Один из разделов данной главы посвящен возникновению отклонений в процессе производства, их выявлению, оценке, контролю и установлению виновников этих отклонений. Приложение. Вопросы для самопроверки 1. В чем трудности подбора стратегических вариантов? 2. Назовите элементы процесса реализации стратегии. 3. Что такое относительные затраты, относительные цены, относительный спрос, относительное финансовое положение? 4. Перечислите критерии оценки клиентов предприятия. 5. Назовите элементы контрольной среды. 6. Приведите классификацию центров ответственности. Кратко охарактеризуйте виды этих центров. 7. Перечислите условия, обеспечивающие работу центра ответственности как центра прибыли. 8. Что такое трансфертная цена? 9. Какова классификация затрат для управленческого контроля? 10. Определите субъективные факторы управленческого контроля. 11. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные причины возникновения некачественной первичной информации. 12. Какие отклонения возникают в процессе производства, какова функция контроля в их выявлении и оценке, как выявляют причины отклонений и их виновников?
|