![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Восприятие учебной информации
Нами выделены два ведущих направления исследования восприятия: когнитивное (информационно-процессуальное) и экологическое. Указанные подходы выражают основные тенденции развития психологии восприятия. Кратко охарактеризуем каждый из них. К восприятию относят совокупность процессов регистрации стимульной информации, селекции, означивания и включения в контекст. Восприятие включает два основных этапа. На первом — создается «сенсорный слепок» физической реальности, воздействующей на органы чувств. Данная форма репрезентации внешнего мира получила название иконического (для зрения) и эхо-ического (для слуха) образов. Распознавание образа, или отнесение его к определенной категории, происходит на втором этапе. Оно представляет собой сравнение стимула с той информацией, которая получена о нем ранее и хранится в долговременной памяти в закодированном виде. Таким образом, чувственное восприятие представляется как двухэтапный процесс преобразования информации, начиная с воздействия стимулов на органы чувств и кончая ее самостоятельным функционированием в кратковременной памяти. При экологическом подходе главным является то, что отражается в этом процессе, что служит его действенным стимулом, а не то, как совершается процесс восприятия, каковы его средства и механизмы. Согласно этой точке зрения, все процессы в природе изначально целостны, поэтому процесс восприятия определяется «не единичными элементарными ощущениями и их сочетаниями, а всем " полем" действующих на организм раздражителей, структурой воспринимаемой ситуации в целом» [4]. Несмотря на то что когнитивный и экологический подходы к восприятию противоречат друг другу, в настоящее время отмечена тенденция к синтезу этих двух направлений. Поэтому неслучайно объектом восприятия все чаще становятся целостные динамичные сцены реального мира. Акцент исследования смещается с изучения процессов получения информации на процессы ее организации и использования. Для реализации концепции восприятия в когнитивной деятельности выдвигается теория схем. Формы схем познания могут быть различными (сценарий, план, когнитивная карта). В современной теории восприятия схема детерминируется как «особое когнитивное образование, интегрирующее информацию, получаемую в разные моменты времени, и репрезентирующее наблюдателю пространственно-временные отношения среды» [15]. В качестве схемы предлагается предварительный организатор (advance organizer), который служит посредником между учебным материалом и структурой распознавания. Используя advance organizer как опорный пункт, учащиеся создают подходящую схему. Это так называемое смысловое обучение. При таком методе существуют два пути построения схемы, а именно: -создание новой схемы благодаря «собиранию» основных элементов изучаемой учебной информации; - модификация какой-то части прежней схемы (не исключается метод аналогий).
|