![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессиональная деятельность специалиста. Структура трудового процесса
Профессиональная подготовка будущих специалистов в профессиональных учебных заведениях ведется на основе производительного труда. Для того чтобы профессиональные умения и навыки учащихся соответствовали уровню современного специалиста, в производственном обучении необходимо воспроизведение основных видов профессиональной деятельности специалистов соответствующего профиля. Это не означает, что в учебных мастерских необходимо организовать реальное производство. Производственный процесс можно смоделировать, используя тренажеры. В то же время для формирования профессиональных умений и навыков содержание производственного обучения должно отражать основные виды работ и логику трудового процесса. Под производственным процессом понимается совокупность воздействий природных и трудовых процессов, в результате которых получается необходимый продукт, или, в более широком смысле, полезный производственный результат [18]. К. Маркс отмечал, что в процессе трудовой деятельности человек приводит в действие принадлежащие ему естественные силы и естественные процессы (природные), происходящие в предмете и средствах труда. Необходимо иметь в виду, что трудовой процесс — только часть производственного процесса. Производственный процесс отличается от трудового в ряде отраслей производства временем протекания. Например, в химической промышленности время трудового участия человека в производстве значительно меньше, чем сам производственный процесс. В ряде профессий производственный процесс совпадает с процессом труда рабочего. Например, слесарь-сборщик контрольно-измерительных приборов сборочные и ремонтные операции в основном выполняет вручную, поэтому производственный и трудовой процессы совпадают. Однако трудовой процесс гальванщика не совпадает с производственным по
Рассмотрим структуру процесса труда. Процесс труда составляет часть процесса производства. Сам труд как целесообразная деятельность является, по словам К.Маркса, одним из моментов трудового процесса. Процесс труда именно потому, что он представляет собой целесообразную деятельность человека в отличие от действий животных, включает кроме действий как таковых предмет и средства труда. Следовательно, процесс труда — более широкое понятие, чем сам труд. Трудовой процесс можно представить следующей схемой (рис. 9). Предмет труда — это то, на что направлен труд специалиста (сырье, материалы, оборудование). Средства труда — это то, с помощью чего осуществляется трудовой процесс (измерительные приборы, инструменты, станки и машины и т.д.). Труд специалиста — это деятельность в сфере материального и нематериального производства, преобразующая предметы труда, изменяющая их в соответствии с потребностями человека. Наглядно взаимодействие предмета труда, средств труда и непосредственно интеллектуальной и моторно-двигательной деятельности (труда) специалиста представлено на рис. 10. В организации труда трудовой процесс принято расчленять на следующие части: операция, прием, действие. Для профессий электротехнического профиля это деление условно. Более крупные части трудового процесса принято называть операциями, например монтаж, наладку, пайку, измерение. Это крупные части трудовой деятельности рабочего электротехнического профиля. Каждая операция выполняется с помощью нескольких приемов. Прием — это часть операции, имеющая самостоятельную цель. В операции пайки самостоятельная часть — лужение — является приемом. Оконцевание жил в операции разделки кабеля является отдельным приемом. Следующие более мелкие части трудового процесса — действие и движение. Действие — законченная совокупность движений (взять паяльник, нажать кнопку «Пуск» и т.д.). Принято считать, что каждое действие включает два-три движения. Выше мы дали краткую характеристику структуры трудового процесса. Однако, как уже отмечалось, для целого ряда профессий это расчленение условно, так как в них доминируют умственные
Рис. 10. Взаимодействие компонентов трудового процесса компоненты деятельности, а значение моторно-двигательной деятельности специалиста минимально. Это особенно характерно для сложных профессий — регулировщика радиоаппаратуры и приборов, электромонтера по ремонту электрооборудования, наладчика оборудования и др. Исследования содержания труда современных рабочих электротехнического производства показывают, что 71 % рабочего времени электрослесаря-ремонтника занимает преимущественно умственный труд, у дежурных электриков и слесарей автоматизированных участков он составляет 81 — 84%, у наладчиков автоматических линий — 93 —95 % рабочего времени. Отметим, что одна из особенностей содержания производственного обучения состоит в том, что оно включает основы трудовой деятельности специалиста соответствующего профиля. Трудовая деятельность осваивается в процессе труда, следовательно, структурными элементами содержания производственного обучения являются организационные структуры трудового процесса, т.е. конкретные операции, приемы, действия. 2.2.2. Системы производственного обучения
ного материала по производственному обучению приобретают важное значение. Сформировать трудовой навык, обучить рабочей профессии или специальности — это значит научиться выполнять все типичные для данного вида работ операции с необходимой точностью и в установленное время. Это сложный с точки зрения организации и управления процесс обучения, так как в труде в производственном процессе должен быть достигнут результат — материальный продукт. Одно из первых определений понятия «система производственного обучения» дал Ф.Л.Блинчевский в 60-х гг. XIX в. Он писал: «К системе производственного обучения мы относим отбор учебного материала и обработку отобранного — его дидактический анализ, расчленение, упрощение, перегруппировку, введение в нужных случаях вспомогательного материала» [3]. Ключевыми в определении систем обучения являются понятия «отбор содержания» и «обработка отобранного», т.е. расчленение, упрощение, перегруппировка этого содержания. В зависимости от того, как осуществляется отбор и как будет найдена рациональная структура учебного материала, какой будет последовательность расположения его изучения, определяется та или иная система производственного обучения. Развивая теорию систем обучения, А. С. Шапоринский определял систему производственного обучения в «узком смысле» и «широком смысле». В методике профессионального обучения под системой производственного обучения понимаются порядок расчленения содержания обучения, группировка его частей в последовательности овладения учащимися умениями и навыками рабочей профессии. Это определение системы производственного обучения в узком смысле, т.е. речь идет не обо всем процессе обучения, а только об отборе содержания учебного материала. Если иметь в виду систему производственного обучения в ш и -роком смысле, то под системой производственного обучения следует понимать единство содержания, формы и дидактических средств обучения, которые при определяющей роли содержания учебного материала обеспечивают последовательное и оптимальное овладение учащимися рабочими приемами, трудовыми операциями и видами работ, характерными для конкретной профессии [18]. Следует отметить, что при описании отечественных систем производственного обучения во внимание принимаются отбор и группировка содержания учебного материала по производственному обучению. В настоящее время в отечественной учебно-методической литературе описано более двадцати различных систем производственного обучения. В начале книги мы показали, что история их развития в основном отражает историю методики профессионального обучения.
|