![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование содержания технических предметов
В настоящее время содержание учебных программ в образовательных учреждениях строго не регламентируется. Образовательные стандарты по подготовке специалистов содержат минимальный перечень учебных элементов учебных дисциплин федерального компонента, которые преподаватель обязан включить в рабочую программу по учебной дисциплине. Преподаватели получили право формировать содержание учебных предметов в рабочих и авторских программах по предмету. Однако практика проектирования содержания предметов зависит в основном от опыта преподавателя, материально-технического обеспечения учебного предмета, условий функционирования образовательного учреждения. Большинство преподавателей не знает объективных факторов, которые необходимо учитывать при формировании содержания учебных дисциплин, для того чтобы сделать правильное научно-методическое обоснование формируемой системы знаний и умений. Содержание учебных предметов формируется на основе системы знаний соответствующей науки. Любая наука имеет свою историю и логику развития. Особенностью развития электротехники
как науки является то, что это первая в истории отрасль научных знаний, которая возникла в результате практического применения открытий физики. Поэтому электротехнику долгое время называли наукой о применении электричества. По мере открытий в физике электрических и электромагнитных явлений создавались новые возможности для технических изобретений, например телеграфа, электрической лампы и электрического освещения, электродвигателя и т.д. В настоящее время эта сфера научных и инженерных знаний представляет собой сложный комплекс научных дисциплин, играющих огромную роль в развитии производительных сил современного общества. В учебном пособии мы заостряем на этом внимание будущих педагогов профессиональной школы в связи с тем, что современная система знаний по электротехнике входит в систему подготовки современных специалистов по большинству специальностей. В российской науке выделяют четыре этапа развития электротехники. I этап (1860—1880) — разработка простейших электротех II этап (1880—1900) связан с разработкой системы элек обобщения практики. III этап (1900—1917) — «экспансия» электротехники во все отрасли техники и промышленности. В этот период в электротехнике сформировались законченные электротехнические теории: теория электрических цепей, теория электрических машин, теория вращающихся электромагнитных полей, теория симметрич- ных составляющих. Интенсивно разрабатывались собственный категориальный аппарат электротехнической науки, система показателей работы электротехнических устройств: коэффициент полезного действия, сопротивление нагрузки, ток возбуждения и т.д. Возникали электротехнические школы. Одной из первых была московская электротехническая школа, которую возглавлял К. А. Круг. IV этап (с 1917 г. и до наших дней) — от электротехники отпочковались новые науки: техника высоких напряжений, электроматериаловедение, электроника и т.д. Появились и получили развитие первые кафедры теоретических основ электротехники в технических вузах Москвы, Ленинграда, Харькова. Появление первого учебного курса «Теоретические основы электротехники» (ТОЭ) в России связано с именами В. Ф. Миткевича, К. А. Круга. Курс ТОЭ создавался ими не как популяризация технических знаний для инженеров, а как качественно новая дисциплина, разрабатывающая собственные теоретические концепции решения фундаментальных электротехнических проблем. Строилась специальная система учебных предметов, для того чтобы научить будущих техников и инженеров осуществлять разработку и исследование новой техники [17]. Нужно ясно представлять, что история становления электротехники — это не только перечень фактов, но и борьба идей, мнений, школ. Однако развитие электротехники нельзя рассматривать только как практическое применение открытий и исследований физики. Успехи, достигнутые электротехникой и электроникой в создании электрических и электронных приборов, в свою очередь, оказали большую помощь физикам в изучении атомных явлений, плазмы и т.д. Возникает вопрос о степени отражения истории науки и логики ее развития в учебном предмете. История развития содержания учебного предмета «Электротехника» для профессионально-технических училищ показывает, что в нем находит отражение история развития базисной науки. В связи с тем, что на протяжении нескольких десятков лет электротехника рассматривалась как прикладная наука, в содержании учебного предмета до последнего времени технические принципы работы электрических устройств интерпретировались как прикладные аспекты естествознания. Как показывает тематическое планирование программ по электротехнике 1940-х гг., в разделе, посвященном изучению электрических цепей, рассматривались физические явления и процессы при протекании тока через проводник. Например, изучались такие явления, как электростатика, химическое и тепловое действие тока, электромагнетизм и т.д. Программы тех лет включали отдельные вопросы по расчету цепей постоянного тока (закон Ома для участка цепи, законы Кирхгофа), рассматривались простей-
шие схемы соединения элементов в цепях однофазного переменного тока, принцип получения трехфазной системы токов. В программах 1960-х гг. сохранилась прежняя структура. Однако в содержании тем «Постоянный ток», «Переменный ток» рассматривались объекты, распространенные в электротехнической практике: цепи постоянного и переменного тока. Изучаемый материал включал основные законы электрических цепей переменного тока. Дальнейший анализ учебных программ показывает, что в программах по электротехнике с основами промышленной электроники 1978 г. изменилась структура тематического плана. В тематическом плане указывались изучаемые электротехнические устройства: цепи постоянного тока, цепи переменного тока и т. д. Рассматриваемые физические явления и процессы являются стержнем в исследовании законов и методов расчета цепей постоянного и переменного тока. С 1978 по 1985 г. действовало 15 учебных программ по электротехнике для средних и технических училищ, изданных во Всесоюзном методическом центре г. Москвы. Это осложняло работу преподавателя электротехники по планированию изучения предмета. Подводя итог проведенного анализа, можно сделать следующие выводы о формировании учебного предмета: 1) содержание учебного предмета должно быть логически свя 2) учебный предмет не должен копировать историю развития 3) учебный предмет должен быть определенным образом 2.3.3. Структура современного содержания предмета «Электротехника» Проанализируем общую концепцию учебного материала в программе предмета «Электротехника», которая была издана в 1984 г. творческим коллективом под руководством П.Н.Новикова. Содержание учебного материала сгруппировано по трем разделам (блокам) учебного курса: - электрические и магнитные цепи; - электрические устройства; - производство, распределение и использование электроэнер
Последовательность изложения учебного материала от простейших устройств (электрических цепей) до системы производства и использования электроэнергии соответствует индуктивному методу построения содержания учебного материала. Содержание раздела строится иначе. Сначала рассматриваются основные понятия, т. е. общие теоретические положения, а затем частные закономерности работы конкретных устройств: электрических цепей постоянного тока, электронных приборов, трансформаторов и т.д. Таким образом, содержание учебного материала строится на основе сочетания индуктивного и дедуктивного методов. Это позволяет применить научно обоснованные подходы к разработке методики изучения каждой темы. Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что в программах по электротехнике 1984 г. сделана попытка сконструировать содержание учебного материала на основе решения методических задач, диктуемых целями обучения и дидактическими принципами. В новых программах большое внимание уделяется принципу научности обучения. Содержание каждой темы соответствует системе научных знаний, адаптированной к целям обучения и типу учебного заведения. Правомерен вопрос: может ли быть задана структура учебного предмета, которая диктовала бы единственную логическую структуру организации учебного материала? Видимо, нет. Преподавателю дается возможность одно и то же содержание курса реализовать в различных логических структурах. Выбор оптимальной структуры учебного предмета — одна из важнейших частей методической работы педагога. Следует также отметить, что в учебных курсах, где система знаний едина, целостные и относительно самостоятельные системы знаний целесообразно интегрировать и таким образом формировать новую логическую структуру учебного предмета. Характерным примером такого подхода может быть построение интег-ративного курса «Искусство схемотехники», объединяющего два учебных предмета — «Электротехника» и «Радиоэлектроника» при подготовке специалистов радиотехнического профиля.
|