Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конструирование спецификации учебных элементов и графа учебной информации
Назначением предметно-знаковых систем обучения является опредмечивание в разных формах информации об объекте учебного познания. В данном пункте рассматриваются инвариантные процедуры методической деятельности педагога профессионального обучения по конструированию предметно-знаковых средств обучения. Одной из основных процедур разработки является представление учебных элементов (понятий) учебного материала. Для заполнения спецификации необходимо подготовить таблицу, в которую заносятся технические элементы (понятия), входящие в состав учебного материала урока. Каждому учебному элементу присваивается порядковый номер. Далее понятия отмечаются значком плюс (+) по различным основаниям. Первый номер присваивается понятию, являющемуся ведущим в данной теме урока. Обычно это понятие совпадает с наименованием темы. Далее мы обращаем внимание на те операции, которые необходимо произвести с учебной информацией, чтобы подготовить ее к усвоению учащимися на уроке. К таким операциям относится классификация учебных элементов по времени их изучения, т.е. выделение опорных и новых понятий. Например, по теме «Устройство и принцип действия трансформатора» предмета «Электротехника» опорными являются понятия, обобщенные законом электромагнитной индукции. Показ их в соответствующих колонках означает, что на этапе актуализации опорных знаний эти понятия должны быть активизированы в памяти учащихся с помощью определенных приемов: тестового контроля, демонстрационного опыта и т.д. С точки зрения методики обучения это означает, что к данным понятиям преподаватель должен сконструировать вопросы или изготовить карточки программированного опроса, провести подбор соответствующих задач или продумать, спланиро-
вать методику проведения демонстрационного опыта силами учащихся. Отражение уровней усвоения понятий определяет методику работы на этапе применения знаний и умений. Для этого необходимо сконструировать тесты соответствующего уровня к рассмотренным понятиям, провести подбор соответствующих задач и т.д. Пример спецификации учебных элементов показан в табл. 2. Другой формой представления содержания и структуры учебной информации является граф. Для построения графа можно воспользоваться методикой, изложенной в пособии М. И. Ерецкого [8]. Используя граф в качестве предметно-знаковых средств познавательной деятельности учащихся, важно особое внимание обратить на группировки понятий на соответствующих горизонталях или порядках. В методике разработки графа отмечается, что на горизонталях или порядках располагается элемент, образующий содержательную общность (рис. 16). Например, на одном порядке группируются элементы — понятия, отражающие конструкцию устройства, на другом — принцип действия, на третьем — классификацию и т.д. Это, в свою очередь, определяет общую логику познавательной деятельности учащихся. Для создания ориентировочной основы деятельности у учащихся необходимо сформиро- Таблица 2 Спецификация учебных элементов темы «Устройство и принцип действия трансформатора» (фрагмент)
Рис. 16. Граф темы «Устройство и принцип действия трансформатора» вать понятия, описывающие конструкцию технического устройства, и с учетом этого вести формирование понятий, объясняющих принцип действия устройства, затем основные параметры и режимы работы и т.д. С методической точки зрения иерархия изучаемых понятий, представленная в виде графа, помогает обосновать упрощенную формулу организации учебной деятельности (УД) и управления ею. Формула учебной деятельности в виде УД = ООД + ИД + КД (где ООД — ориентировочная основа деятельности; ИД — исполнительская деятельность; КД — контролирующая деятельность) широко используется В.П.Беспалько [1] и М.И.Ерецким [8] в методических целях. Первые горизонтали графа создают ориентировочную основу деятельности, следующие представляют содержание исполнительских действий учащихся (усвоить принцип работы устройства; понять формулы, описывающие расчеты параметров; определить действия по вычислению системы параметров). И наконец, последние горизонтали определяют содержание контролирующих действий. Это своеобразное «выводное знание», представляющее режимы работы устройства, дополнительные параметры. Методика разработки метаплана Граф не опредмечивает содержательные признаки понятия и Заметим, что метаплан при представлении учебного материала по техническим дисциплинам целесообразно применять в следу- ющих условиях: - если в техническом тексте явно выражен или доминирует лингвистический признак внутри текстовой композоции; - если степень абстракции технического знания в конкретном электротехническом тексте адекватна степени абстракции общеобразовательного знания (что характерно для большинства учебников для общеобразовательных учреждений профессионального образования). Поясним данные положения. Если в техническом тексте преобладает экстралингвистический признак, т.е. в нем содержится много формул, уравнений, рисунков, диаграмм (векторных вре-менных, потенциальных, круговых и др.), схем, приводятся результаты исследовании или расчеты схем и др., то исключается необходимость в использовании «инструмента метоплана» по дополнительному структурированию или редуцированию текста. Перечисленные формы технического знания в достаточной мере уже обладают наглядностью (условной, образной), и деятельность по их усвоению операционализирована. Касаясь второго случая, можно отметить, что степень абстпак-ции технического знания - прогностическая, т.е. функционирование технических объектов и прогнозирование их поведения описываются или представлены математическими моделями. Матема- тическая модель технического объекта рассматривается, в свою очередь, как абстрактная математическая структура в которой реальные и конкретные связи заменены абстрактными матема-ческими отношениями через формулы, уравнения, функции. Таким образом, если учебный текст имеет высокую степень абстракции (а это, например, характерно для вузовских учебников, научно-технической литературы и журналов), то примене-ние метаплан-техники будет затруднительным и в целом нецелесообразным. Рассмотрим принцип построения метаплана учебного материала по теме «Электрические фильтры». Главный дидактический объект усвоения – электрические фильтры – установлен в ходе смыслового анализа. Структура данного параграфа такова, что сначала через определение вводится новое базисное (родовое) понятие «электрические фильтры». В параграфе указывается основа принципа действия электрического фильтра. Далее рассматриваются конкретные типы электрических фильтров, затем техни- ческие характеристики, диапазон угловых частот, схема фильтра, область применения и т.д. С помощью элементов метаплана скомпонованы четыре столбца: «Типы электрических фильтров», «Диапазон угловых частот», «Схема», «Применение» (рис. 17).
Рис. 17. Пример метаплана технического текста Для обозначения новых понятий типов электрических фильтров с рассматриваемыми характеристиками использованы прямоугольники. Ключевая информация, раскрывающая, поясняющая и конкретизирующая содержание характеристик, зафиксирована в овалах. Организованная таким образом схема из элементов метаплана позволяет заметить информационные «дырки» в содержании рассматриваемого учебного материала и предвосхитить возможные их последствия. В частности, заградительный электрический фильтр не проиллюстрирован электрической схемой; для высокочастотного фильтра не указана конкретная область практического применения. По этой причине в реальной учебной ситуации учащиеся могут задать вопросы, на которые преподаватель должен быть готов ответить. Преподаватель после конструирования метаплан-техники учебного текста обращает внимание студентов на новые методические возможности: 1) выявление структуры и логики учебного материала; 2) систематизацию и табулирование учебного материала; 3) выявление слабых мест в изложении и наличия информационных «дырок» в содержании учебного материала; 4) функционирование метаплана в качестве опорного конспекта (преподавателя, студента, учащегося), в качестве эскиза доски.
|