![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разработка кодовой инструкционной карты
В последнее время при реализации идеи опорных сигналов в производственном обучении используются кодовые инструкции, в которых операции закодированы условными символами. Эти символы применяются в технических и рабочих чертежах. В этом случае все учебно-производственные задания можно представить с помощью соответствующих символов. Для разработки кодированной инструкционной карты необходимо изучить технологический процесс с целью вычленения отдельных операций. Для этого можно воспользоваться уже готовыми инструкционными картами. Рассмотрим таблицу кодовой карты (табл. 4), применяемую при изготовлении электрического жгута. Этот технологический процесс характерен для профессиональной деятельности радиомон- тажников, электромонтеров по обслуживанию электрооборудования и т.д. Предметами труда при выполнении этого вида работ являются провод МГШВ-0, 35, изоляционные трубки. Средствами труда служат: паяльник, отвертка, бокорезы, электромонтажный нож, шаблон. Составим перечень операций и укажем их условное обозначение (см. табл. 3). Для наглядности представления структуры технологического процесса примем следующие условные обозначения:
Тогда все учебно-производственное задание можно представить в виде структурно-логической схемы (рис. 20). Может ли кодовая инструкционная карта заменить в учебном процессе существующие технологические, рабочие, инструкционные карты? Думается, что нет. В методике производственного обучения целесообразно сочетание видов письменного инструктажа. Но при этом необходимо четко представлять на каждом этапе формирование электромонтажных умений и целесообразно применять каждый из видов письменного инструктажа. Очевидно, что кодовые инструкционные карты лучше всего использовать на этапе совершенствования профессиональных умений, когда основные виды технологических процессов изучены. В этом случае спецификация (см. табл. 2) и структурно-логическая схема (см. рис. 20) напомнят учащимся основные операции и последовательность их выполнения. При контроле знаний и умений учащихся можно ре- Таблица 3 Таблица кодовой карты
Рис. 20. Структурно-логическая схема изготовления электрожгута комендовать составление кодовых инструкционных карт силами учащихся. Если дополнить структурно-логическую схему (см. рис. 20) рисунком, чертежом, то кодовая инструкционная карта примет вид опорного конспекта по специальной технологии по теме «Технология изготовления электрожгута». Такие интересные пути совершенствования методики профессионального обучения может предложить мастеру производственного обучения работа с кодовой инструкционной картой.
|