Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика конструирования учебных целей
Определение целей деятельности учащихся всегда было непростой задачей для педагогов и мастеров производственного обучения. В методике профессионального обучения цели обучения традиционно ставились через изучаемое содержание учебного материала, например: «изучить определенный параграф» какого-либо учебника по учебной дисциплине или «понять технологию определенного производства» и т.д. В последнее время в практике профессионального обучения абсолютизировалась триада целей — обучение, воспитание и развитие. При этом формулировки, с которыми педагог обращается в начале каждого урока к учащимся, как правило, расплывчаты, неопределены по отношению к деятельности учащихся на уроке, недиагностичны. Если рассматривать цели интеллектуального или личностного развития учащихся, то встают вопросы: как диагностировать новообразования личностного развития обучаемого в конце урока? Возможно ли интеллектуальное развитие учащихся в течение одного урока? Каков вклад отдельного предмета или цикла учебных дисциплин в профессиональное развитие обучаемого? В этой ситуации педагогу нельзя ограничиваться общими формулировками целей обучения при проектировании учебного занятия, необходимо конкретизировать цели в когнитивной деятельности учащихся, которые реально будут реализованы в конце урока. В нашей стране традиционная технология постановки целей обучения — через деятельность педагога. Анализ многочисленных разработок уроков теоретического обучения показал, что постановка целей сводится к нескольким формулировкам: «Объяснить принцип действия...», «Научить приготовлению...», «Сформировать понятия...», «Продемонстрировать прием обработки...» и т.д. Ответов на вопросы, чем будут заняты учащиеся на таком уроке и каких результатов они достигнут на этом занятии, нет. В последние годы методика конструирования целей урока развивается через формулировку результатов обучения, выраженных в конкретных действиях обучаемых. Это достигается двумя основными способами: - построением четкой системы целей, которые ранжированы по уровням и выделены по категориям. Такая система целей получила название таксономии педагогических целей; - созданием яркого, ясного языка, выражающего цели обучения, которому педагог может научиться, для того чтобы давать учащимся четкие и ясные формулировки. Вопросы и задания 1. Приведите примеры объектов методического учебного материала. 2. Что является результатом методического анализа учебного матери 3. Какие факторы определяют выбор методов обучения? 4. В чем различия целей обучающей и когнитивной деятельности? 5. Что определяет система производственного обучения? 6. Может ли программа производственного обучения строиться по 7. Какая педагогическая технология является аналогом моторно-тре- 8. Приведите основание классификации технических понятий. 9. Какие принципы лежат в основе отбора содержания учебных пред 10. Дайте обоснование структуры содержания учебного материала в Глава 3
|