Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура технического знания






Структура содержания теоретического обучения отличается от содержания производственного обучения. Технические дисципли­ны, изучаемые в профессиональных учебных заведениях, пред­ставляют, как правило, основу соответствующей науки. Предметом основ технической науки являются объекты технической практики. В электротехнике это обобщенные устройства: электрические цепи, различные электротехнические устройства, электроэнергетичес­кие системы и т.д.

Изучаемый обобщенный технический объект описывается по­нятиями, отражающими физический процесс, функциональное назначение и конструкционные параметры технических устройств.


Таким образом, любой технический объект, рассматриваемый в учебном предмете, можно представить в виде системы понятий, составляющих три группы:

1) понятия, определяющие назначение устройства;

2) понятия, описывающие физический принцип действия ус-
тройства, системы;

3) понятия, описывающие конструкцию изучаемого объекта.

Рассматривая электрическую цепь или прибор, мы обязатель­но указываем его функциональное назначение, изучаем физиче­ский процесс, который лежит в основе функционирования дан­ного устройства, и конструкционные характеристики данного ус­тройства.

На основании изложенного выше можно сделать вывод о спе­цифике содержания производственного и теоретического обуче­ния. В первом случае на формирование содержания влияет струк­тура трудовой деятельности специалиста конкретного производ­ства, во втором — структура технического знания, т.е. логическая взаимосвязь понятий, описывающих теорию функционирования объектов технической практики.

Понятия имеют основные характеристики: содержание, объем, связи и отношения между понятиями.

Преподавателю эти характеристики необходимо знать, чтобы объективно судить, как понятие усвоено учащимися.

Под содержанием понятия (определением) понимают совокуп­ность существенных свойств (сторон) класса предметов или явле­ний, отражаемых в сознании с помощью данного понятия.

Под объемом понятия понимают количество объектов, охва­тываемых данным понятием. Все предметы и явления окружаю­щей действительности связаны и взаимно обуславливают друг друга. Отражение этих объективных связей между предметами и явлени­ями в сознании человека происходит через связи и отношения

между понятиями.

Система взаимосвязи понятий обобщается в законах, т.е. в понятиях более высокого уровня обобщения, определяющего ко­личественные характеристики и связи между понятиями. В свою очередь, совокупность законов образует самостоятельные теории технического знания. Например, теория электрических цепей ба­зируется на трех законах: законе Ома, первом законе (правиле) Кирхгофа, втором законе (правиле) Кирхгофа.

Из теории выводятся следствия, т.е. частные случаи практи­ческого применения соответствующих законов.

Обобщая сказанное, представим структуру теоретического зна­ния в виде схемы (рис. 12).

Рассмотрим специфику содержания технологических учебных дисциплин. Технологии как отдельной науки не существует. Этот учебный предмет построен на основе объединения содержания


Факты

Технические понятия законы теории следствия

объекты

 
 

 


Рис. 12. Структура теоретического знания

нескольких технических наук в одну учебную дисциплину. На ос­нове исследования структуры содержания технологических дис­циплин сделаны следующие выводы:

-до 50% учебного материала составляет теория науки;

-до 35% — предписание к деятельности, т.е. технология;

-до 5% — данные о свойствах сырья и материалов;

-до 10% учебного материала содержат сведения об организа­ции и экономике производства.

Несмотря на интегративный характер содержания учебных дис­циплин, представляющих технологии производства и непосред­ственную их близость по содержанию с производственным обу­чением, преодолеть различия между логикой производственной деятельности и логикой развития понятий теоретической дисцип­лины невозможно.

Таким образом, приходим к выводу, что специфика содержа­ния производственного обучения и технических дисциплин обус­ловлена методологическими принципами построения структур — трудовой деятельности специалистов и технического знания.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал