![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятийное мышление
Понятийное мышление является наиболее глубоким, сущностным отражением действительности. Знаки и слова служат средствами выражения понятий и средствами их образования. Именно этим определяется специфика содержания теоретических понятий. В профессиональном обучении понимание и усвоение понятий невозможны без научно организованного процесса их формирования. Однако сознательное управление таким процессом требует знания как особенностей и сущности самого понятия, так и особенностей и закономерностей процесса формирования технических понятий. Содержание теоретического обучения образуют технические дисциплины, представляющие основу знаний соответствующих технических наук. Предметом технических наук являются объекты технической практики. В теории электротехники это обобщенные технические устройства: элементы устройств, электрические цепи, электротехнические устройства, электрические сети и системы и т.д. В системе технических дисциплин понятия обобщают функциональное назначение познавательного образа, описывают физические процессы, лежащие в основе принципа действия, и основные конструкционные параметры. Выделяют следующие характеристики понятий: -содержание понятия (простое и сложное); -объем понятия (единичное, комплексное, категория); - связи и отношения данного понятия с другими понятиями (родовое и видовое; равнозначное, перекрещивающееся; несовместимое, соподчиненное, противоречащее). Понятие как познавательная структура непосредственно связано с активной мыслительной деятельностью, направленной в процессе обучения на познание социального опыта и технической практики. В процессе обучения часть социального опыта, подлежащая усвоению учащимися, воплощается в текстах учебников. Отмечено, что текст — это и важное средство умственного развития учащихся, и основное средство опосредованной формы коммуникации знаний. С семиотической точки зрения текст выступает как «особая часть знаковой реальности — языкового континуума... форма объективации сознания. Текст представляет собой некоторую систему смысловых единиц разной степени сложности и значимости, функци- онально объединенных в единую семантико-смысловую структуру общей концепцией» [6]. При изучении технических дисциплин очень часто приходится иметь дело с различными инструктивными текстами. Критерием понимания инструктивных текстов является перевод с вербального языка на язык действий.
|