Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятийное мышление






Понятийное мышление является наиболее глубоким, сущно­стным отражением действительности. Знаки и слова служат сред­ствами выражения понятий и средствами их образования. Именно этим определяется специфика содержания теоретических понятий. В профессиональном обучении понимание и усвоение понятий невозможны без научно организованного процесса их формиро­вания. Однако сознательное управление таким процессом требует знания как особенностей и сущности самого понятия, так и осо­бенностей и закономерностей процесса формирования техниче­ских понятий.

Содержание теоретического обучения образуют технические дисциплины, представляющие основу знаний соответствующих технических наук. Предметом технических наук являются объекты технической практики. В теории электротехники это обобщенные технические устройства: элементы устройств, электрические цепи, электротехнические устройства, электрические сети и системы и т.д.

В системе технических дисциплин понятия обобщают функ­циональное назначение познавательного образа, описывают фи­зические процессы, лежащие в основе принципа действия, и ос­новные конструкционные параметры.

Выделяют следующие характеристики понятий:

-содержание понятия (простое и сложное);

-объем понятия (единичное, комплексное, категория);

- связи и отношения данного понятия с другими понятиями (родовое и видовое; равнозначное, перекрещивающееся; несов­местимое, соподчиненное, противоречащее).

Понятие как познавательная структура непосредственно свя­зано с активной мыслительной деятельностью, направленной в процессе обучения на познание социального опыта и техниче­ской практики. В процессе обучения часть социального опыта, под­лежащая усвоению учащимися, воплощается в текстах учебников. Отмечено, что текст — это и важное средство умственного разви­тия учащихся, и основное средство опосредованной формы ком­муникации знаний.

С семиотической точки зрения текст выступает как «особая часть знаковой реальности — языкового континуума... форма объекти­вации сознания. Текст представляет собой некоторую систему смыс­ловых единиц разной степени сложности и значимости, функци-


онально объединенных в единую семантико-смысловую структу­ру общей концепцией» [6].

При изучении технических дисциплин очень часто приходится иметь дело с различными инструктивными текстами. Критерием понимания инструктивных текстов является перевод с вербально­го языка на язык действий.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал