Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Куда я это положил?






Системы запоминания — неотъемлемая часть человеческой природы, а способность — и даже потребность — разума к упорядочению окружающего мира и постоянному выстраиванию ассоциаций в конечном итоге обеспечивает выживание человечества. В самом деле, у каждого из нас имеется встроенный «механизм» запоминания поразительного количества информации. Просто, чтобы повысить функциональные возможности памяти, нужно научиться ее тренировать.

Будем считать, что вы хорошо спите и это помогает вам поддерживать ментальные способности и в первую очередь банк памяти. Будем считать также, что ваш образ жизни и в других отношениях полезен для мозга и позволяет поддерживать его активность. Вы принимаете витамины, хорошо питаетесь и раз-

гадываете кроссворды, чтобы не дать мозгу «заржаветь». Кроме того, вы уже начали (будем оптимистами!) тренировать свой мозг так, как предлагается в этой книге. Но сегодня вы положили куда-то свои ключи и не можете их найти. В чем же дело?

Не стоит паниковать. Забывчивость такого рода проистекает от одного из самых распространенных и неудобных недугов: от рассеянности. Теряя предметы, которые мы «только что выпустили из рук», беспокоясь о том, выключили ли мы духовку или утюг, заперли ли дверь, отправили ли важное письмо и не оставили ли что-нибудь важное в поезде, в автобусе или у приятеля, мы нередко раздражаемся, сомневаемся в собственном разуме или даже начинаем гадать, не есть ли это признак умственной деградации, ведущей прямиком к слабоумию.

Хорошая новость состоит в том, что рассеянность никак не связана с интеллектом. В конце концов, у каждого из нас есть знакомые с высоким коэффициентом интеллекта, но при этом склонные постоянно терять ключи, забывать, где припарковали машину, или оставлять включенной духовку. И существует множество людей, обладающих фантастической памятью, которых, однако, при всем при том никто не назвал бы особенно умными. Но как же тогда относиться к ситуациям, когда мы делаем что-то бессознательно — не думая?

Ранее мы говорили уже о том, что одним из признаков умственной деградации служит не столько неспособность что-то вспомнить, сколько неспособность создавать память — воспринять необходимую новую информацию и заложить ее на хранение, чтобы позже при необходимости можно было извлечь. Когда человек говорит: «Я забыл», — это означает на самом деле, что он с самого начала не загрузил это в память. Поэтому ключевой совет: чтобы запомнить что-то, сначала надо как следует это закрепить, и тогда вы точно это не забудете!

Как это возможно? В конце концов, вся эта книга посвящена тому, как сделать мозг лучше, быстрее и больше, но существует ли какой-то единственный способ добиться этого? Какое-то чудодейственное средство? Если совсем коротко, то да.

Я уже подчеркивал важность создания ассоциаций в вашем сознании, и более развернутый ответ на этот вопрос подразумевает краткое описание того, как мы обычно теряем осознанность в повседневных занятиях. Вместо того чтобы осознанно связать в уме два совершенно разных объекта, мы норовим пропустить этот важнейший шаг, а потом обнаруживаем, что у нас отсутствует значимый кусок информации (к примеру, о том, куда мы положили ключи или в какое время сегодня нужно встретить ребенка).

В известной книге Харри Лорейна и Джерри Лукаса «Книга о памяти» (The Memory Book) авторы красноречиво описывают этот самый процесс — процесс установления, как они это называют, «изначальной осознанности». Это блестящий термин, поэтому я тоже буду его использовать. Он очень точно отражает суть дела: все, что вы изначально осознали, забыть невозможно. Но состояние осознанности для человека в обычной обстановке, как правило, нехарактерно. Классическим примером может служить вождение автомобиля. Находясь за рулем, вы на самом деле не «осознаете», что ведете машину. Вы делаете это на подсознательном уровне, особенно если машину вы водите давно. Вы вполне можете двигаться из пункта А в пункт Б и одновременно разговаривать с пассажирами или обдумывать что-то постороннее; вам не нужно специально думать, когда нужно тормозить, а когда нажимать на педаль газа. Или возьмите другой пример — бездумное поглощение пищи перед телевизором. Я ведь не просто так назвал его бездумным! В этой ситуации человек вполне может незаметно для себя съесть полный пакет чипсов или попкорна.

Так что же подразумевают Лорейн и Лукас под «изначальной осознанностью»? Этот термин они употребляют просто применительно к «первому разу» — когда вы в первый раз видите или делаете что-то и хотите это запомнить. Чтобы запомнить, что вы положили ключи не куда-нибудь, а на стол, вам нужно быть в состоянии изначальной осознанности в тот момент, когда вы их кладете. Вам следует активно наблюдать за тем, что вы делаете. Более того, наблюдение — необходимая составная часть изначальной осознанности, и «наблюдать» в данном случае — не то же самое, что просто «видеть».

В своей книге Лорейн и Лукас убедительно доказывают, что существует значительная разница между тем, что «видит» глаз, и тем, что «наблюдает» сознание. Если ваше сознание «отсутствует», когда вы производите какое-то действие, наблюдения не происходит; что еще важнее, не может быть осознания действия (осмысления) и соответствующего создания памяти. Но как, спросите вы, можно добиться изначальной осознанности, особенно если речь идет о случайных событиях и абстрактных или неуловимых вещах? Об этом позаботятся ассоциации, но если вы хотите, чтобы ассоциации получились запоминающимися, очень важно, чтобы они были значимы для вас. Позвольте мне повторить еще раз: вам следует формировать в своем сознании ассоциации, имеющие смысл лично для вас. Это фундаментальная особенность тренированной памяти. Помнить то, что имеет для вас значение, всегда проще, чем помнить что-то нейтральное и незначительное лично для вас. А поскольку сделать любые абстрактные или неуловимые вещи в вашем сознании значимыми для вас вполне возможно, то на самом деле никаких абстракций не существует! Способность сделать любой случайный факт личностно значимым превращает этот факт в нечто реальное, конкретное и незабываемое. Если вы сумеете овладеть искусством формирования ассоциаций везде и всюду, всякое запоминание — а значит, и всякое научение — навсегда станет для вас намного проще.

Ранее, когда мы с вами рассматривали паттерны, я упомянул о том, что мы с вами, будучи людьми, непрерывно ищем в окружающем мире закономерности, даже если сами этого не замечаем. И мы занимаемся этим с самого рождения — так младенец связывает бутылочку с пищей и удовлетворением голода, а малыш, увидев на улице знакомый киоск с мороженым, начинает выпрашивать лакомство. Мы инстинктивно настроены на паттерны в повседневном поведении, в привычках и пристрастиях. Но паттерны сами по себе и есть ассоциации. Замечая закономерности, мы тем самым выстраиваем где-то в сознании цепочки ассоциаций, и, как правило, эти ассоциации весьма значимы для нас.

Возьмите еще один пример — ежевечерний звук подъезжающей к дому машины. Услышав знакомые звуки (шорох шин, рычанье двигателя, хлопанье дверцы), члены семьи понимают, что, возможно, это мама или папа, наконец, вернулись с работы. Испытываемые при этом ощущения очень значимы для тех, кто на них настроен; это сознание, что кто-то из близких благополучно добрался до дома, и эмоциональное удовлетворение от этого. Хотя речь идет всего лишь о звуках паркующейся машины, ясно, что это не просто автомобиль, а конкретная машина, которая ассоциируется с определенными людьми.

Силу ассоциаций может понять всякий, кому приходилось когда-нибудь слышать какую-то песню и чувствовать, как эта песня возвращает его к определенным событиям, прочно связанным с ней в его сознании. А бывает, что какой-то запах вдруг ярко напомнит о человеке или о месте из прошлого. К примеру, аромат определенных духов может вызвать в памяти образ бабушки, а запах средства для дезинфекции — напомнить об отце, работавшем в больнице. Сколько раз вам случалось видеть или слышать что-нибудь такое, что заставляло вас щелкнуть пальцами и сказать: «А! Это мне напоминает...»? Как правило, то, что вы увидели или услышали, не имеет непосредственного отношения к тому, о чем эта ситуация вам напомнила. Где-то в глубине — в подсознании — когда-то сформировалась случайная или абсурдная ассоциация, но сформировалась не просто так. Ключ к памяти — наши ощущения; они же зачастую служат своеобразным клеем, который прочно закрепляет ассоциации в нашем сознании. Все, что мы видим, слышим, осязаем, нюхаем и ощущаем на вкус, может решительно влиять на выстраиваемые нами цепочки ассоциаций.

Таким образом, вы пользуетесь ассоциациями всю жизнь, но, возможно, сами этого не замечаете. Все, что вы отчетливо связали с чем-то значимым для вас, пусть даже подсознательно, в любой момент можно легко вспомнить. Но поскольку свое подсознание человек не контролирует, то ассоциации по большей части работают нестабильно. Попробуем это изменить.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал