Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффективный спрос в системе макроэкономических моделей. Общая характеристика субъектов и элементов эффективного спроса






 

Эффективный спрос это совокупная платежеспособная потребность экономических агентов, соответствующая, при определенном уровне рыночных цен и при условии достижения полной занятости, производству максимально возможного объема ВНП (эффективного ВНП).

Структура эффективного спроса включает потребительский спрос домохозяйств и инвестиционный спрос предпринимателей. Анализ этих составляющих важен для выявления пропорций распределения национального дохода и ВНП, оценки действенности воспроизводственных механизмов экономического развития, для определения возможности достижения макроэкономического равновесия.

Первым доминантным субъектом эффективного спроса выступают домохозяйства, чья доля потребления в российском ВВП составляет 50%.

Исследование критериев распределения их доходов в макроэкономике проводят путем: а) выявления экономического содержания категорий, входящих в структуру дохода (потребления (С) и сбережения (S)); б) субъективно-психологической оценки факторов определяющих долю потребления и сбережения в доходе и выбор в качестве приоритета текущего или будущего дохода; в) функционального анализа; г) графического анализа.

Определяя экономическое содержание категорий потребления и сбережения, можно отметить, что под потреблением понимают часть национального дохода, направляемую на удовлетворение текущих потребностей или совокупность расходов на товары и услуги с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей. По данным аналитиков, на потребление направляется от 2/3 до 3/4 национального дохода, остальную его часть составляют сбережения.

Сбережения - отложенный спрос на товары и услуги. Они возникают в силу субъективных факторов, например, из-за предпочтения ликвидности, из-за консерватизма потребления, обусловливающих возникновение непотребленного остатка дохода или в результате принятия рационалистических решений о формировании целевых фондов будущих потребительских или инвестиционных расходов. В последнем случае сбережения принимают форму накоплений.

Исходя из характеристики потребления и сбережений, можно сделать вывод о делении дохода на две части: потребление; сбережение.

Данная структура важна, как для определения абсолютной величины потребительских расходов, объема сбережений, так и для анализа оптимального соотношения между ними.

Для определения оптимального соотношения потребления и сбережения в экономике используют показатели склонности к потреблению и сбережению.

Склонность к потреблению (АРС) выражает отношение потребления (С) к общему доходу (Y).

Склонность к сбережению (АРS) отражает относительную зависимость сбережения от дохода.

Данные показатели позволяют определить, какая доля расходов идет на удовлетворение потребностей, а какая составляет основу будущих расходов. В настоящее время по расчетам российских экономистов доля потребления в доходе составляет 80%, а уровень сбережений - 20 %.

Практическое значение этих показателей состоит в предоставлении информации об уровне благосостояния, создающей возможность формировать долгосрочную политику предположения денег, предопределять возможные изменения в совокупном спросе, определять перспективы прироста ВНП и НД, уровня инвестиций, величину поступлений в бюджет и структуру их распределения.

Для определения долгосрочных перспектив развития экономики важным является определение предельной склонности к потреблению (МРС) и предельной склонности к сбережению (МPS): данные показатели отражают, какие изменения происходят с объемом потребления и сбережения при приросте дохода.

После характеристики этих показателей обратимся к анализу моделей функции потребления, позволяющих определить мотивационные предпосылки распределения дохода.

Классикой экономического анализа является модель Д. М. Кейнса, в которой в качестве отправного пункта выступает текущий (абсолютный) доход, распределение которого на потребление и сбережения осуществляется на основании двух психологических мотивов: консерватизма потребления и предпочтения ликвидности.

Если функция потребления зависит от дохода и объема имущества, то функция сбережения выражается зависимостью, в соответствии с которой рост размера имущества увеличивает потребление за счет уменьшения сбережений. Практическая проверка на основании статистических данных кейнсианской функции потребления, подтвердила ее действенность лишь для короткого (2–4 года) периода и для групп населения с низким и средним доходом. Это обусловило необходимость исследования Д. Дьюзенбери функции потребления с позиций не абсолютного, а относительного дохода. Суть концепции Д. Дьюзенбери состоит в том, что потребление зависит от дохода лишь в той мере, в которой индивид стремится приблизить уровень собственного благосостояния к уровню элитной группы. Относительный доход рассчитывается как отношение абсолютного (текущего) дохода к среднему доходу социальной группы, к которой принадлежит субъект. Если в определенный период времени доход индивида растет или снижается, то сначала потребление остается относительно неизменным, но при сохранении этой тенденции или при длительной стабилизации дохода он может значительно возрасти или же снизиться.

Другой моделью функции потребления является модель перманентного дохода, разработанная М. Фридманом. Она основывается на предположении, что домашние хозяйства стремятся поддерживать объем потребления на неизменном уровне независимо от колебаний текущего дохода, хотя и прибегают к его коррекции с учетом изменений в экономической среде (рецессия, рост, бум). Экономический смысл этого выражения состоит в том, что предельная склонность к потреблению в коротком периоде меньше, чем в долгосрочном и при росте текущего дохода на единицу потребление увеличивается на … единиц в текущем году и еще … в следующем году.

Еще одна модель функции потребления- «теория жизненного цикла» Ф. Модильяни. Основная предпосылка, лежащая в основе данной концепции - домашние хозяйства принимают решения об объеме потребления в текущем периоде исходя не из текущего дохода, а из расчета предполагаемого дохода, который они будут получать в течение жизни, включая доходы от использования имущества.

Основной вывод из концепций жизненного цикла и перманентного дохода состоит в том, что объем спроса домашних хозяйств на рынке благ зависит от дохода в меньшей степени, чем полагал Д.М. Кейнс. и может удерживаться на неизменном уровне за счет изменения объема имущества, как выявили А. Модильяни и М. Фридман. Однако в действительности потребители не всегда могут беспрепятственно занимать деньги, из-за нежелания кредитных институтов предоставлять займы под ожидаемые в будущем доходы, что вновь выводит на первый план текущий доход в определении объемов текущего и будущего потребления.

Функция потребления выступает объектом анализа и неоклассиков. Согласно их теории, распределение дохода на потребление и сбережение является результатом реализации индивидуальных долгосрочных планов, в соответствии с которыми индивид сам определяет величину дохода, распределяя, в соответствии с принципом максимизации благосостояния, свое время на рабочие и свободное. Поэтому соотношение между приростом дохода и приростом потребления (предельной склонностью к потреблению) зависит от того, происходит ли увеличение дохода (в результате повышения цены или производительности труда) только в одном или во всех периодах. В первом случае изменение дохода практически не отразится на объеме потребления, а во втором – потребление возрастет на величину прироста дохода.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал