Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инвестиционный спрос как структурная составляющая эффективного спроса. Индуцированные и автономные инвестиции. Модель мультипликатора-акселератора⇐ ПредыдущаяСтр 52 из 52
Наряду с потребительскими расходами значительное место в структуре эффективного спроса занимает инвестиционный спрос, составляющий по расчетам аналитиков 20% совокупных расходов. Анализ инвестиционного спроса важен потому, что в структуре эффективного спроса он выступает самой неустойчивой величиной. Инвестиционный спрос - это спрос бизнеса на инвестиционные товары. Результатом его реализации является восстановление изношенного оборудования, его модернизация и реконструкция, затраты на капитальное строительство, на переобучение и повышение квалификации работников. С учетом этой структуры общий (брутто или валовой) объем инвестиций делится на затраты на реновацию, равные амортизационным отчислениям и на нетто или чистые инвестиции, связанные с расширением производства и его качественным обновлением. Величину чистых инвестиций определяют как разность между валовыми инвестициями и амортизацией Аналитическое сопоставления брутто и нетто величин позволяет оценить качество экономического роста, степень деловой активности. Если разница между брутто и нетто инвестициями минимальна или доля амортизации низка – деловая активность высока. Структурный анализ инвестиционного спроса предполагает деление инвестиций: 1. на реальные (прямые), вложенные в производство и взятые в постоянных ценах; 2. на портфельные (финансовые), вложенные в финансовые активы, дающие право на получение дохода от собственности. С точки зрения сфер вложения капитала, инвестиции подразделяются: 1 на производственные; 2 инвестиции в товарно-материальные запасы; 3 инвестиции в жилищное строительство. Роль инвестиций в экономической системе неоднозначна. С одной стороны, колебания инвестиционного спроса сказываются на конъюнктурных составляющих (динамике совокупного спроса, объеме ВНП, занятости), влияют на качественное обновление производства и рост технологического уровня, создавая базу будущего роста экономики, а с другой - нерациональное использование инвестиций ведет к замораживанию производственных ресурсов, к сокращению объемов национального производства. Процесс изучения инвестиционного спроса предполагает исследование внутренних (субъективных) мотивов и внешних факторов, способствующих стимулированию инвестиционной активности. Субъективные мотивы предпринимателей, лежащие в основе определения склонности к инвестированию, включают оценку нормы чистой прибыли, степени риска, оценку кредитоспособности при данном уровне процентной ставки и спросе на производимый товар. К внешним факторам, определяющим динамику инвестиций относят уровень налогообложения; изменения в технологии производства; экономические ожидания; динамику совокупного дохода. Оценка субъективной мотивации - склонности к инвестированию важна в силу того, что инвестиции, по образному выражению Д. М. Кейнса «подобно камню, брошенному в воду» оказывают мультипликационный эффект, определяя уровень прироста ВНП и величину доходов населения. Увеличение удельного веса инвестиционных расходов позволяет привлечь к производству продукта больше рабочих, это увеличивает совокупные доходы в обществе. Более того, увеличение инвестиций в одно производство влечет за собой многократный прирост инвестиций в смежных отраслях. При изменении уровня инвестиционной активности величина совокупного дохода изменится в пропорции, обратной норме сбережений населения, что приведет к выравниванию сбережений и инвестиций, определяя условия достижения равновесия в реальном секторе экономики. Поскольку величина мультипликатора обратно пропорциональна предельной склонности к сбережению, то возникает так называемый парадокс сбережений: если потребители в преддверии спада производства увеличивают долю сберегаемого дохода, то тем самым они приближают спад; стремясь быть богаче, они становятся беднее. При анализе инвестиционного спроса учитывают, что мотивы предпринимательского поведения при принятии инвестиционных решений могут быть спровоцированы объемом совокупного потребления, а могут объясняться стремлением предпринимателя к максимизации доходов при внедрении новой техники и технологии. Эти мотивации обусловливают деление инвестиций на индуцированные и автономные. Индуцированные - инвестиции, осуществляемые экономическими агентами под влиянием изменения динамики совокупного спроса. Автономные – инвестиции, независимые от спроса, осуществляемые на основании предпринимательской интуиции, с целью достижения конкурентных преимуществ на рынках. Однако, нередко предприниматели осуществляют инвестиционные вливания и при неизменном НД (фиксированном спросе на товары и услуги), руководствуясь, по образному выражению Кейнса, «животным чутьем» и стремлением достижения устойчивого лидерства. Это инвестиции в новую технику (процесс - инновации) и в повышение качества продукции (продукт - инновации). Такие инвестиции сами становятся причиной прироста НД. В данном случае речь идет об автономных инвестициях. Наблюдая за поведением домашних хозяйств, можно констатировать, что к числу факторов, определяющих их спрос на рынке благ, относятся: 1) доход от участия в производстве; 2) налоги и трансфертные платежи; 3) размер имущества; 4) доход с имущества. Принимая во внимание, что сектор домашних хозяйств есть агрегатная величина, к названным факторам следует добавить еще два: 5) степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества; 6) численность и возрастную структуру населения. Два первых фактора объединяются в понятие «располагаемый доход». Два последних в коротком периоде являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой из оставшихся факторов — располагаемый доход, размер имущества или его доходность — считать наиболее значимым, можно построить несколько разновидностей функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, получившей название «функция потребления». Предприниматели предъявляют спрос на инвестиционные блага для: 1) восстановления изношенного капитала; 2) увеличения производственных мощностей Если результат производства в национальном хозяйстве представлять национальным доходом, а не ВВП, то спрос предпринимателей на рынке благ сводится к чистым инвестициям. Спрос на инвестиции — самая изменчивая часть совокупного спроса на блага. С одной стороны, инвестиции сильнее всего реагируют на изменение экономической конъюнктуры, а с другой, именно изменение их объема чаще всего служит причиной конъюнктурных колебаний. Специфика воздействия инвестиций на экономическую конъюнктуру состоит в том, что в момент их осуществления возрастает спрос на блага, а предложение последних увеличится лишь через некоторое вре_ мя, когда в действие вступят новые производственные мощности. Поэтому в статических и краткосрочных макроэкономических моделях инвестиции влияют только на объем совокупного спроса. Государство. Оно покупает продукцию, изготовленную в частном секторе, для производства общественных благ. На фоне исторического развития рыночного хозяйства прослеживается ярко выраженная тенденция к увеличению государственных расходов в ВВП: в начале ХХ в. она составляла около 10%, а в начале XXI в. — уже 40—60%. В отличие от хозяйственной деятельности частных секторов экономическая активность государства не имеет четко выраженного критерия оптимальности. Кроме типичных статей расходов государственного бюджета (государственное управление, национальная оборона, правоохранительная деятельность, государственное социальное обеспечение граждан), объем государственных закупок благ зависит от тактических целей фискальной политики. Государственный бюджет страны утверждается парламентом, как правило, на год вперед, и тем самым основные расходные статьи государства оказываются заданными. Поэтому в моделях короткого периода объем государственных расходов является экзогенной фиксированной величиной. Кроме прямого воздействия государства на рынок благ через их покупку оно косвенно влияет на совокупный спрос посредством налогов и займов (выпуска облигаций). С изменением величины налогов меняется размер располагаемого дохода, а следовательно, и потребительский спрос домашних хозяйств. Операции государства на рынке ценных бумаг отражаются на уровне реальной ставки процента и, соответственно, на инвестиционном спросе предпринимателей. Остальной мир. Спрос его на отечественном рынке благ выражается экспортом товаров и услуг страны. Как правило, спрос остального мира на продукты отдельной страны растет по мере увеличения мирового производства (национального дохода заграницы). Объем экспорта страны зависит также от соотношения уровней цен внутри нее и за границей и обменного курса национальный валюты, который показывает, сколько единиц отечественных денег нужно заплатить за единицу иностранных. Оба эти фактора объединяются в показателе «реальные условия обмена». Он отражает, сколько заграничных благ страна может получить в обмен на единицу своего блага.
|