Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет и задачи возрастной физиологии и гигиены. Значение этих наук для учителя начальных классов.Стр 1 из 32Следующая ⇒
Семестр. 2 курс
Предмет и задачи возрастной физиологии и гигиены. Значение этих наук для учителя начальных классов. Возрастная анатомия рассматривает процесс развития индивида – онтогенез – в течение всей его жизни. Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза; рассматривает функции органов и систем, а также организма в целом по мере его роста и развития и особенности этих функций на каждом возрастном этапе. Предметом возрастной физиологии являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза. Методы исследования в физиологии: эксперимент (изучение физиологических функций проводится на экспериментальных животных); метод наблюдения, которым хорошо должен владеть и логопед; метод функциональных нагрузок (изучение функций в этом случае осуществляют с применением дозированных функциональных нагрузок путем изменения интенсивности или продолжительности того или иного воздействия. Анатомические и физиологические сведения об организме ребенка дошкольного возраста тесно увязаны с гигиеническими. Школьная гигиена (гигиена детей и подростков) – это медицинская наука. Она изучает взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков. Гигиена детей как наука развивается на основе возрастной физиологии и морфологии. Школьная гигиена и возрастная физиология тесно взаимосвязаны, поскольку разработка гигиенических норм режимов для детей разного возраста, организация их труда и отдыха, питания и одежды основаны на знании функциональных особенностей организма школьника в различные возрастные периоды. Задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены: изучить анатомо-физиологические особенности организма детей и подростков; ознакомиться с физиологическими основами процессов обучение и воспитания; использовать знания о морфо-функциональных особенностях организма детей и подростков для правильной организации учебно-воспитательного процесса в школе и дошкольных учреждениях.
2. Клетка – структурная и функциональная единица организации органов. Изобразить строение клетки, описать ее органоиды. (Из лекции): 1665 год – Роберт Гук под электронным микроскопом обнаружил клетку. 1885 год – клеточная теория заключается в том, что она не может быть образована не из чего, кроме клетки. Наши организмы м.б. одноклеточные, многоклеточные. Вирусы не имеют клеточного строения. Все, абсолютно все живые организмы состоят из клеток. Клетки – в ткани – ткани в органы, органы – в организмы. Клетки растений и животных отличаются. Растения могут синтезировать органические вещества. Основная часть клетки – ядро, поры ядра, через них проникают питательные вещества. Ядрышко. 46 хромосом имеет человек – это не половые хромосомы. В яйцеклетках и сперматозоидах – 23 хромосомы. ЭПС – эндо-плазматическая сеть. Состоит из точек – рибосомы которые на поверхности эндо-плазматической сети. Гладкая – снаружи (он зеленого цвета) по фамилии ученого, который его открыл.
Ядро участвует в делении клетки, передачи наследвственных признаков. Эндоплазматическая сеть: гладкая и шероховатая. Гладкая – синтез углеводов и жиров, шероховатая – синтез белков. Аппарат Гольджи – накапливает и, в случае необходимости, отдает клетке питательные вещества. Белки, жиры, углеводы накапливаются через шарики, пузырьки. Рибосомы – синтез белков. Митохондрии – силовые станции нашего организма, синтезируют АТФ (аденозинтрифосфорная кислота) – дает энергию. Лизосомы – осуществляют внутриклеточное переваривание пищи (глазастые, круглые, желтенькие). Клеточный центр (розовенькие цилиндрики) – участвуют в делении клетки.
Дополнение: Клетка — элементарная единица живого, способная к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению и являющаяся единицей строения, функционирования и развития всех живых организмов. Клетки всех живых организмов сходны по строению, химическому составу и основным проявлениям жизнедеятельности. В многоклеточном организме клетки специализируются по функциям и образуют ткани, из которых построены органы и их системы, связанные между собой межклеточными, гуморальными и нервными формами регуляции. Клетке присуще мембранное строение; ядро — главная составная часть клетки; клетки размножаются только делением; клеточное строение — свидетельство того, что растения и животные имеют единое происхождение Различные клетки организмов — от человека до амебы — устроены очень похоже. Любая клетка окружена мембраной, которая отделяет клетку от окружающей среды. Мембрана выполняет две основные функции: защитную (обеспечивает самостоятельность клетки, ее относительную независимость от внешней среды) и регуляторную (регулирует обмен веществ между клеткой и межклеточным пространством). Основной объем любой клетки представлен цитоплазмой– внутриклеточной жидкостью, характеризующийся специфичным химическим составом. В каждой клетке имеется ядро, в котором функционирует специальный аппарат, определяющий строение, рост и развитие всей клетки. В клетке закреплено множество рибосом. Они обеспечивают сборку молекул белка из отдельных аминокислот по программе генетического кода. Часть эндоплазматического ретикулума представлена аппаратом Гольджи (стопки двойных мембран, плотно прилежащих друг к другу). В этих мембранах происходит компактная «упаковка» того, что синтезируется в клетке. Другими очень важными органеллами клетки являются митохондрии, благодаря деятельности которых в клетке постоянно поддерживается необходимое количество АТФ. В клетке имеются лизосомы. Их основной функцией является уничтожение сложных молекул и частей клетки, в которых клетка перестала нуждаться. Клетка представляет собой уникальную единицу живого, которая благодаря своему строению способна самостоятельно поддерживать собственную жизнеспособность. Как и все живое, организм человека состоит из клеток. Благодаря клеточному строению организма возможны его рост, размножение, восстановление поврежденных органов и тканей и другие формы деятельности. Форма и размеры клеток различны и зависят от выполняемой ими функции. В каждой клетке различают две основные части — цитоплазму и ядро, в цитоплазме, в свою очередь, содержатся органоиды — мельчайшие структуры клетки, обеспечивающие ее жизнедеятельность (митохондрии, рибосомы, клеточный центр и др.). В ядре перед делением клетки образуются особые нитевидные тельца — хромосомы. Снаружи клетка покрыта мембраной, отделяющей одну клетку от другой. Пространство между клетками заполнено жидким межклеточным веществом. Главная функция мембраны состоит в том, что она обеспечивает избирательное поступление различных веществ в клетку и выведение из нее продуктов обмена. Клетки организма человека состоят из разнообразных неорганических (вода, минеральные соли) и органических веществ (углеводы, жиры, белки и нуклеиновые кислоты). Углеводы состоят из углерода, водорода и кислорода; многие из них хорошо растворимы в воде и являются основными источниками энергии для осуществления жизненно важных процессов. Жиры образованы теми же химическими элементами, что и углеводы; они нерастворимы в воде. Жиры входят в состав клеточных мембран и также служат важнейшим источником энергии в организме. Белки — главный строительный материал клеток. Строение белков сложное: молекула белка имеет большие размеры и представляет собой цепь, состоящую из десятков и сотен более простых соединений — аминокислот. Многие белки служат ферментами, которые ускоряют течение биохимических процессов в клетке.
|