Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Продемонстрировать головной мозг. Назвать отделы. Описать стволовую часть головного мозга.






Головной мозг находится в полости черепа. Масса головного мозга 1300-1400 граммов, тела нервной клетки образованы серым веществом. Тела нервной клетки образуют серое вещество. Находятся как в коре головного мозга – в коре два полушария, так и внутри него посередине белого вещества (в виде ядер). От головного мозга отходит 12 пар нервов, среди них – блуждающий (регулирует работу внутренних органов).

Отделы:

Продолговатый мозг – является продолжением спинного мозга и отвечает за сердечную, дыхательную и пищевые системы, за потоотделение.

Продолговатый мозг (до рыженького курглого) переходит в мост (рыженький кругленький), который связывает его с другими отделами головного. Над продолговатым мозгом находится мозжечок (справа), поверхность его покрыта корой (веточки) и представлена серым веществом (тела нейронов).

Мозжечок имеет множество складок, извилин, борозд. Внутри есть ядра скопления серого вещества. Отвечает за координацию движения.

Мозг связан с задним и промежуточным мозгом.

Промежуточный состоит из парного таламуса (груша) или зрительные бугры и гипоталамуса (подбугорье).

Таламус – сходится вся информация от органов чувств. В гипоталамусе сосредоточены центры голода и насыщения, жажды и ее утоления, поддержание температуры тела на заданном уровне.

Регулирует работу самые большие отделы мозга – правое и левое полушария.

Кора больших полушарий контролирует работу всех органов: память, мышление, речь, трудовую деятельность, сознание человека, все то, что отличает человека от животных.

Миелиновая оболочка аксона интенсивно растет после рождения, а в три года завершается миелинизацией нервных волокон и заканчивается после трех лет.

В синапсах мало выделяется медиатора (вещества, которое может тормозить или возбуждать нервную систему) и поэтому сон долгий. 20-22 часа сон у новорожденных. 16 часов – один год. 12 часов – 4-5 лет, 10 часов – 7-10 лет, 7-8 часов – взрослые.

У детей непроизвольный характер внимания (5-7 лет – 15-20 минут).

Пульс у взрослого 70-80 ударов в минуту, у новорожденного 140.

Наиболее ранима нервная система в первые годы жизни.

Роль учителя-воспитателя в профилактике болезни нервной системы очень велика. Клетки мозга чувствительны к недостатку кислорода (могут дышать через рот и нос). Поэтому дети должны находиться на свежем воздухе, постоянное проветривание.

Образуется много тяжелых ионов – аммиак, метан, углекислого газа – токсины действуют на головной мозг.

 

10. Кора головного мозга. Описать структуру и функции коры.

Кора головного мозга или конечный мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых представлена плащом, обонятельным мозгом и базальными или подкорковыми ядрами. Длина полушарий 17 см, высота 12 см. Полостью конечного мозга являются боковые желудочки, которые находятся в каждом полушарии.

Полушария отделены друг от друга продольной щелью и отделены друг от друга продольной щелью и соединены при помощи мозолистого тела.

Кора делится на древнюю, старую и новую.

Древняя – участвует в обонянии.

Старая участвует в регуляции врожденных рефлексов.

Новая – осуществляет высший уровень координации мозга и формирования сложных форм поведения.

Борозды и извилины на поверхности полушарий головного мозга.

Три основные борозды:

Центральная

Латеральная (боковая)

Теменно-затылочная, которая делит полушарие на четыре основные доли: лобную, теменную, затылочную и височную.

Теменная – позади центральной.

Затылочная – позади теменно-затылочной борозды.

Височная – лежит ниже латеральной борозды.

Ретикулярная формация расположена по всей длине стволового мозга. Занимает там центральное положение (в продолговатом, заднем, среднем и промежуточном мозге) и состоит из нейронов (нервных клеток). Играет большую роль в процессах адаптации головного мозга.

 

11. Показать особенность строения и функции вегетативной нервной системы. Дать сравнительную характеристику вегетативной и соматической нервной системы.

Автономная (вегетативная) нервная система. Сама регулирует свою собственную деятельность.

 

Автономная (вегетативная).

Отличия вегетативной нервной системы от соматической.

1. ВНС отличается низкой возбудимостью и скорость проведения возбуждения мала.

2. Вегетативная нервная система проводит возбуждение, прерываясь на синопсы, а соматическая – нет. (Соматическая – по нервам).

3. Вегетативная нервная система иннервирует гладкую мускулатуру внутренних органов, кровеносных сосудов, кожи, мышцу сердца и железы. Путь от центра до иннервируемого органа состоит из двух нейронов. Соматический отдел иннервирует скелетные мышцы.

 

Для справки:

Иннервация (от лат. in — в, внутри и нервы) — снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой (ЦНС).

Различают иннервацию афферентную (чувствительную) и эфферентную (двигательную). Сигналы о состоянии органа и протекающих в нём процессах воспринимаются чувствительными нервными окончаниями (рецепторами) и передаются в ЦНС по центростремительным волокнам. По центробежным нервам осуществляется передача ответных сигналов, регулирующих работу органов, благодаря чему ЦНС постоянно контролирует и изменяет деятельность органов и тканей в соответствии с потребностями организма.

В автономном отделе нервной системы имеется два подотдела – симпатический и парасимпатический.

Симпатический отдел располагается в сером веществе спинного мозга, а нервные центры парасимпатического подотдела находятся в головном мозге. Симпатический отдел активизируется, когда организму предстоит напряжённая работа. А парасимпатическая, когда происходит переход от работы к отдыху. Не случайно симпатический отдел называют системой аварийной ситуации, а парасимпатический – системой отбоя. Обе системы работают не поочередно, а всегда вместе.

Симпатический отдел обеспечивает адаптацию организма к различным условиям внешней среды, а парасимпатический способствует восстановлению гомеостаза (постоянства внутренней среды), снижению пульса и силы сердечных сокращений.

Нерв – это составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из сплетения пучков нервных волокон (главным образом, представленных аксонами нейронов и поддерживающей их нейроглии), обеспечивающее передачу сигналов между головным и спинным мозгом и органами. Совокупность всех нервов организма образует периферическую нервную систему. Соседние нервы могут образовывать нервные сплетения. Крупные нервы называются нервными стволами. Дальше от мозга нервы разветвляются, в органах и тканях в конце концов распадаются на отдельные волокна, крайние точки которых являются нервными окончаниями. Один и тот же нерв у разных людей иннервирует соответствующие зоны разных размеров, аналогично различаются и области перекрытия зон иннервации.

12. Описать развитие нервной системы у детей.

Нервная система закладывается в 3-5 недель внутриутробного периода в эктодерме. За три месяца до рождения плода нервная система уже развита в достаточной мере. К моменту рождения сформированы все отделы мозга и коры больших полушарий, но они не развиты как у взрослого. Вегетативная нервная система функционирует с момента рождения (которая отвечает за работу внутренних органов).

Все реакции новорожденного происходят без участия коры (плохая координация), усиливая общую двигательную активность.

Организм детей в первых лет жизни отличается от организма взрослого. Уже в первые годы жизни ребенок должен осваивать необходимые навыки питания, приспособления к термическим условиям среды. Все эти функции требуют быстрого развития мозга, особенно коры больших полушарий.

Мозговая ткань богата водой, но мало содержит белков и ферментов.

Различные зоны коры созревают не одновременно (первые годы жизни – зрительные, моторные, слуховые, затем периферия анализаторов, позднее вплоть до взрослого – ассоциативные зоны). Нервные клетки созревают неравномерно и клетки не зрелые. Нерв покрыт миелиновой оболочкой.

13. Установить связь между ВНД человека и животного. Указать принципы, положенные И.П.Павловым в основу учения о высшей нервной деятельности.

Совокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающую взаимодействие целостного организма с внешней средой, называют высшей нервной деятельностью.

Н.П.Павлов развил рефлекторную теорию и создал теорию о НД. От открыл условный рефлекс.

В коре больших полушарий поступивших импульсов анализируются, различаются и синтезируются, соединяются и обобщаются.

В основу деления И.П.Павлов положил три показателя (таблица):

а)сила процесса возбуждения и торможения, взаимоуравновешенность процессов возбуждения и торможения, скорость, с которой возбуждение сменяется торможением.

 

Холерик, меланхолик – темперамента!!!! Для каждого вида темперамента характерен свой тип (по Павлову) – типы, Гиппократ – Темпераменты. Красногорский – ВНД от

Сильный, возбудимый, быстро реагирует на смену – этот тип соответствует холерику.

4 типа ВНД по Павлову:

1 – сильный, неуравновешенный, безудержный. Возбуждение преобладает над торможением. Соответствует темпераменту (по Гиппократу) – «холерик». (Пушкин, Суворов).

2 – сильный, уравновешенный, живой, подвижный – соответствует темпераменту «сангвиник». (Герцен, Лермонтов).

3 – сильный, уравновешенный, медленный, инертный. Большая сила возбуждения, уравновешена сильным процессом торможения. Соответствует темпераменту флегматик. (Гончаров, Крылов).

4 – слабый тип – низкая работоспособность корковых клеток, слабо развито возбуждение и торможение. Соответствует темпераменту «меланхолик». (Чехов, Чайковский, Гоголь).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал