Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стили консенсуса.






Стиль квакеров. Единогласие начало развиваться у квакеров в Англии XVII

века как выражение их убеждений о равенстве, ненасилии и постоянном

Божественном присутствии в повседневной жизни. На своих собраниях квакеры

молча сидели в поиске внутреннего спокойствия и высшего руководства, и

высказывались только тогда, когда были уверены, что божественные силы

вдохновили их.

Стиль американских индейцев. Некоторые племена американских индейцев

традиционно принимали решения, веруя в то, что Духи направляют речь; они с

уважением выслушивали друг друга, особенный вес придавая словам старейшин.

Стиль альтернативных поселений («Общинный стиль».) То, что я называю

«общинным стилем», берёт свое начало из вышеописанных традиций и получило

развитие в современном движении альтернативных поселений. В этом подходе

считается, что возникающие во время встречи эмоции вносят свой вклад в

принятие решений. Например, гнев или слёзы на собрании хороший «общинный»

ведущий будет скорее рассматривать как повод для выявления той «доли правды»

относительно предложения или динамики группы, которую они скрывают,

Консенсус по внутреннему руководству. Метод был разработан разными

общинными деятелями в начале 80-ых (включая Бетти Дидкокт и членов общины

Сириус). Перед собранием члены медитируют в поисках духовного руководства для

того, чтобы интуиция подсказала им верные решения. Очень похоже на практику

квакеров и американских индейцев, только без религиозной или этнической

атрибутики.

Формальный консенсус.

Ведущий С.Т.Батлер рассматривает процесс

консенсуса поэтапно (отсюда название «формальный»), основываясь на типичных

проблемах, возникавших в группах политических активистов. На первом этапе, как

только предложение было озвучено, задаются только уточняющие вопросы. На

втором этапе, люди высказывают возражения, которые записываются на большом

листе ватмана и группируются по темам. На третьем этапе сгруппированные

возражения обсуждаются и предлагаются усовершенствования и изменения к

исходному предложению. На последнем этапе члены призываются к единогласию.

Все этапы могут быть последовательно пройдены во время одного собрания, а при

более сложных или противоречивых вопросах, разбиты на несколько встреч.

Предложения могут быть блокированы только в том случае, когда группа

согласится с тем, что причины для блока основываются на общих для группы

ценностях и образе и называются «принципиальными возражениями». В противном

случае, «вето» считается недействительным и предложение принимается. Этот шаг

предотвращает угрозу тайной подрывной деятельности людей, чьи ценности и образ

не вписываются в ценности и образ группы, как это часто бывает в

некоммерческих организациях и живых жилищных сообществах. Батлер обнаружил,

что такое отношение позволяет членам некоммерческих организаций и жилищных

сообществ вмещать таких людей без опасения стать заложниками их «вето» и

двигаться к намеченной группой цели.

Некоторые общинники предостерегают от использования так называемого «отступного» метода

принятия решений в дополнение к консенсусу по двум причинам. Во-первых, если кто-либо блокирует

предложение, то желающие его провести могут сказать: «Ладно, тогда мы переключимся на голосование 75

процентами голосов и все равно примем это предложение». Группа даже не станет пытаться пересмотреть и

усовершенствовать предложение, для того, чтобы удовлетворить интересы блокирующего члена. Идея

единогласия состоит в том, что когда все требования удовлетворены, создается качественно лучшее решение.

«Отступной» метод, вероятно, вызовет решение худшего качества. (Как отмечает инструктор Патриция

Эллисон, готовность прервать обсуждение и переключиться на простое голосование из-за того, что есть

вероятность «вето», означает, что группа на самом деле не пользуется консенсусом.) Во-вторых, многие

ведущие отмечают, что единогласие – это не просто метод, а философия вмещения. Когда отдельные

участники видят, что они менее способны повлиять на решение из-за того, что группа, переключается на

более быстрый метод и просто игнорирует их возражения, они ощущают это как подрыв доверия и

разрушение единства группы. Если на группу оказывается давление с тем, чтобы быстро принять какое-либо

решение, то люди не будут иметь времени или возможности установить контакт или высказать свои

соображения. Они могут ощущать, что их вынуждают принять то, чего они на самом деле не хотят, и

закончится это тем, что они попросту покинут группу.

Я полагаю, что всё зависит от того, хотите ли вы в первую очередь физически создать новое

поселение с землей и инфраструктурой, в которое вы потом будете принимать тех, кто захочет

присоединиться, или же ваша цель – создать место, где вы сможете наслаждаться общением и дружбой в

вашей уже сложившейся группе. Если ваш мотив, скорее, в том, чтобы создать альтернативное поселение и

жить с любым, кому близок его образ, то, возможно, вам захочется использовать более быстрый способ

принятия решений, чем единогласие (например, принцип квалифицированного большинства), несмотря на

возможную потерю части нынешних членов группы. Если же вы намерены создать общину с уже

существующей группой друзей и единомышленников, то вам подойдет более вмещающий метод,

укрепляющий взаимную поддержку и связь – такой, как консенсус, - даже если из-за этого вам придется

дольше подождать, прежде чем, вы начнете вершить реальные дела на вашей земле.

КАКОЙ МЕТОД ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?

Если вы хотите равномерно распределить власть, глубже сплотить людей в группе и пробудить её

общую мудрость для принятия лучших решений, пользуйтесь консенсусом или поиском согласия (или

комбинируйте оба способа). Для распределения ресурсов между несколькими привлекательными

вариантами попробуйте пропорциональное голосование.

Для выполнения множества задач без затраты общего группового времени, подумайте о создании

системы, подобной Совету и рабочим группам в общине Этхэвен.

Если вы выбрали единогласие, вот несколько способов обучиться этому:

Почитайте «Введение в консенсус» (Introduction to Consensus) Би Бриггс для ознакомления

с самим процессом, в особенности с тем, как осуществляется работа ведущего (фасилитатора). Предлагаю

изучить этот материал всей группой, шаг за шагом.

Изучите Формальный консенсус по книге С.Т.Батлера «О консенсусе и конфликте» (On

Consensus and Conflict). Я рекомендую формальный консенсус для неопытных групп, поскольку считаю, что

процесс, расписанный поэтапно легче поддается изучению и проведению для начинающих.

Посетите другие общины или группы политических активистов и, в качестве гостя,

понаблюдайте за процессом консенсуса у них.

Наймите инструктора по консенсусу для обучения вашей группы.

Окажите поддержку любому члену группы, выразившему желание обучиться ведению

консенсуса (включая финансовую помощь для дополнительного обучения), чтобы у вас была команда,

способная вести встречи по очереди.

Некоторые инициативные группы и общины действительно стараются глубже понять и

практиковать консенсус, в чем убеждаешься на их собраниях. Шэрингвуд Кохаузинг не жалеет средств на

постоянное обучение своей команды. Инициативная группа Этхэвен обучалась у Кэролайн Эстес и С.Т.

Батлера.

* * *

Во второй части мы рассмотрим некоторые технические инструменты и приемы для развития

общины– от составления договоров и создания юридических лиц до поиска, покупки, финансирования и

освоения вашей земли, а также как добывать и распределять общие средства для оплаты земельных

кредитов и текущих расходов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал