Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания для студентов. В течение семестра осуществляется текущий контроль знаний студентов путем систематического опроса на семинарских (практических) занятиях
В течение семестра осуществляется текущий контроль знаний студентов путем систематического опроса на семинарских (практических) занятиях, проверки результатов выполнения контрольных работ, тестирования, домашних заданий, контрольных тестов. После изучения дисциплины студенты должны разработать бизнес-проект и сдать экзамен. При изучении курса используются следующие методы и формы занятий: - лекции, - семинары, - дискуссии, - тесты, - решение задач, - контрольные работы, - консультации преподавателя, - самостоятельная работа (конспектирование, подготовка реферативных обзоров, докладов, разработка бизнес-планов). Самостоятельная работа студентов является основной формой их подготовки по данному курсу. Она заключается в изучении соответствующих учебных пособий, монографий, статей, материалов сети Интернет и выполнении индивидуальных заданий с последующим контролем преподавателя. Курс “Управление проектами” представляет собой прикладную научную дисциплину, в которой приращение знаний происходит благодаря использованию результатов исследований и разработок в других отраслях науки. При разработке новых положений ученые используют принципы и методы, заимствованные из таких научных дисциплин как: экономика, менеджмент в т.ч. стратегический, финансовый и др., маркетинг, социология, управление персоналом и многих других. Текущий контроль знаний студентов ведется в форме опроса на семинарских занятиях, тестирования, проверки качества выполнения докладов и рефератов. Осваивая курс “Управление проектами ”, студенту необходимо научиться работать на лекциях, проявлять творчество и деятельную активность на практических занятиях и организовывать самостоятельную внеаудиторную деятельность. В начале лекции необходимо уяснить цель, которую лектор ставит перед собой и студентами. Важно внимательно слушать лектора, отмечать наиболее существенную информацию и кратко записывать ее в тетрадь. Сравнивать то, что услышано на лекции с прочитанным и усвоенным ранее, укладывать новую информацию в собственную, уже имеющуюся, систему знаний. По ходу лекции важно подчеркивать новые термины, устанавливать их взаимосвязь с понятиями, научиться использовать новые понятия в процессе анализа положений науки. Очень важно активно участвовать в дискуссиях, анализе творческих задач, моделировании и решении различных проблемных ситуаций, предлагаемых лектором. Если на лекции студент не получил ответа на возникшие у него вопросы, необходимо в конце лекции задать их лектору. Дома необходимо прочитать записанную лекцию, подчеркнуть наиболее важные моменты, определить словарь новых терминов, определить сущность изученной проблемы, а также какие вопросы оказались сложными для его восприятия. Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно. Для этого необходимо изучить лекционный материал, соответствующий теме занятия и рекомендованный преподавателем материал из учебной литературы. А также подготовить необходимый материал, информацию, предложенные для самостоятельного выполнения на предыдущей лекции или практическом занятии. Важнейшей особенностью обучения в высшей школе является высокий уровень самостоятельности студентов в ходе образовательного процесса. Эффективность самостоятельной работы зависит от таких факторов как: - уровень мотивации студентов к овладению конкретными знаниями и умениями; - наличие навыка самостоятельной работы, сформированного на предыдущих этапах обучения; - наличие четких ориентиров самостоятельной работы. Приступая к самостоятельной работе, необходимо получить следующую информацию: - цель изучения конкретного учебного материала; - место изучаемого материала в системе знаний, необходимых для формирования специалиста; - перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент; - порядок изучения учебного материала; - источники информации; - наличие контрольных заданий; - форма и способ фиксации результатов выполнения учебных заданий; - сроки выполнения самостоятельной работы. Эта информация представлена в учебно-методическом комплексе дисциплины. При выполнении самостоятельной работы рекомендуется: - записывать ключевые слова и основные термины, - составлять словарь основных понятий, - составлять таблицы, схемы, графики и т.д. - писать краткие рефераты по изучаемой теме. Следует выполнять рекомендуемые задания, анализировать вопросы. Результатом самостоятельной работы должна быть систематизация и структурирование учебного материала по изучаемой теме, включение его в уже имеющуюся у студента систему знаний. После изучения учебного материала необходимо проверить усвоение учебного материала с помощью предлагаемых контрольных вопросов и при необходимости повторить учебный материал. В процессе подготовки к экзамену и зачету необходимо систематизировать, запомнить учебный материал. Основными способами приобретения знаний, как известно, являются: чтение учебника и дополнительной литературы, рассказ и объяснение преподавателя, анализ ситуаций, проблем организационного поведения, поиск ответа на контрольные вопросы. Известно, приобретение новых знаний идет в несколько этапов: - знакомство; - понимание, уяснение основных закономерностей строения и функционирования изучаемого объекта, выявление связей между его элементами и другими подобными объектами; - фиксация новых знаний в системе имеющихся знаний; - запоминание и последующее воспроизведение; - использование полученных знаний для приобретения новых знаний, умений и навыков и т.д. Для того, чтобы студент имел прочные знания на определенном уровне (уровень узнавания, уровень воспроизведения и т.д.), рекомендуют проводить обучение на более высоком уровне. Приобретение новых знаний требует от студента определенных усилий и активной работы на каждом этапе формирования знаний. Знания, приобретенные учащимся в ходе активной самостоятельной работы, являются более глубокими и прочными. Изучая проектный менеджмент, студент сталкивается с необходимостью понять и запомнить определённого объёма учебный материал. Важнейшим условием для успешного формирования прочных знаний является их упорядочивание, приведение их в единую систему. Это осуществляется в ходе выполнения студентом следующих видов работ по самостоятельному структурированию учебного материала: - запись ключевых терминов, - составление словаря терминов, - составление таблиц, схем - выявление причинно-следственных связей, - составление коротких рефератов, учебных текстов, - составление опорных схем и конспектов, - составление плана рассказа. Информация, организованная в систему, где учебные элементы связаны друг с другом различного рода связями (функциональными, логическими и др.), лучше запоминается. При структурировании учебного материала по курсу “управление проектами ” на помощь студенту приходит содержание самой учебной дисциплины, при этом у студента есть возможность проявить своё творчество, эрудицию и общий уровень подготовки по данному направлению, что существенно повышает мотивацию и облегчает запоминание необходимой информации. 6.2. Экзаменационные вопросы по курсу «Управление проектами» 1. Предмет, цели и задачи изучения курса «Управление проектами». 2. Зарождение дисциплины «Управление проектами» в России и за рубежом. 3. Основные этапы и особенности развития управления проектами в России. 4. Управление проектами в XXI веке (современные подходы, стандарты, концепции). 5. Понятие «проект» и его определение. 6. Функции проектного менеджмента и их характеристика. 7. Сравнение функций традиционного и проектного менеджмента. 8. Цель и стратегия проекта. 9. Основные признаки проекта. 10. Жизненный цикл проекта: основные характеристики, условность разбиения на фазы. 11. Проект, программа и портфель проектов: основные особенности, сходства и отличия. 12. Окружение проекта (внутреннее, внешнее, ближнее, дальнее, связи между проектом и его окружением). 13. Подсистемы управления проектами. 14. Разработка концепции проекта: формирование идеи проекта, предварительная проработка целей и задач проекта, предварительный анализ осуществляемости проекта, ходатайство о намерениях. 15. Прединвестиционная фаза проекта: прединвестиционные исследования, проектный анализ, оценка жизнеспособности и финансовой реализуемости проекта, технико-экономическое обоснование проекта, бизнес-план. 16. Участники проекта: основные группы участников, проблемы идентификации, типы воздействия на проект. 17. Организационные структуры управления проектами. 18. Понятие офиса проекта, основные принципы проектирования и состав офиса проекта. 19. Источники и организационные формы финансирования проектов. 20. Маркетинг проекта. 21. Разработка проектной документации. 22. Экспертиза проекта. 23. Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов. 24. Исходные данные для расчета эффективности инвестиционных проектов. 25. Оценка эффективности проекта. Основные показатели эффективности проекта. 26. Управление стоимостью проекта. 27. Контроль и регулирование проекта. 28. Завершение проекта. 29. Процессы управления ресурсами проекта. Основные принципы планирования ресурсов проекта. 30. Управление командой проекта. 31. Анализ проектных рисков. Методы снижения рисков. Организация работ по управлению рисками. 32. Классификация проектов. Примеры проектов. 33. Критерии успеха проекта. Участники проекта. 34. Базовые принципы и подсистемы управления проектами. Ресурсы проекта. Затраты проекта. Длительность проекта. 35. Организационная структура управления. Элементы структуры, уровни, звенья, функции. 36. Основные этапы анализа организационной структуры управления. 37. Матрица ответственности. Элементы матрицы. Процесс заполнения матрицы. 38. Сетевые модели и сетевые графики. Основные показатели сетевого графика. 39. Управляемые параметры проекта. 40. Факторы потерь времени в ходе реализации проекта. 41. Миссия проекта и стратегия проекта. 42. Денежные потоки проекта. 43. Показатели оценки эффективности проекта (чистый доход, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, срок окупаемости, индекс доходности). 44. Комплексная оценка эффективности проекта. Оценка результатов проекта. 45. Типы ограничений проекта. 46. Организационная культура и ее значение для управления проектами. 47. Прогнозирование окончательной стоимости проекта. 48. Оценка инвестиционной привлекательности проекта. 49. Показатели процента завершенности проекта. 50. Причины и этапы возникновения системы управления проектами. 51. Особенности различных типов и видов бизнес-планов. Основные стандарты бизнес-планирования. 52. Организационные структуры проекта: основные особенности, сравнительная характеристика, проблемы управления проектами в рамках основных оргструктур. 53. Проектная деятельность и текущая оперативная работа: сравнительная характеристика работы функционального подразделения и проектной деятельности, скорость расходования средств в проектах и функциональных подразделениях. 54. Активы организационного процесса и факторы внешней среды: классификация, их значимость при управлении проектами. 55. Характеристика процессов инициации. 56. Характеристика процессов планирования. 57. Характеристика процессов исполнения. 58. Характеристика процессов мониторинга и управления. 59. Характеристика завершающих процессов. 60. Управление интеграцией проекта — различные контексты понятия «интеграция». 61. Устав проекта: необходимость разработки документа, этапы разработки, основные аспекты данного документа 62. Основные аспекты планирования проекта (дробление на этапы, оценка трудозатрат, модели жизненного цикла проекта и т.п.). 63. Общее управление изменениями — характеристика процесса, причины и виды изменений, этапы процесса. 64. Общая характеристика области знаний «Управление содержанием». 65. Иерархическая структура работ—характеристика процесса, матрица ответственности, этапы разработки ИСР. 66. Взаимосвязи операций проекта: способы описания, типы зависимостей операций в сетевом графике, опережения и задержки. 67. Оценка ресурсов и длительности операций, разработка расписания проекта: основные методы и результаты. 68. Управление стоимостью проекта: общая характеристика группы процессов, методы определения стоимости операций и проекта в целом. 69. Оценка ресурсов и длительности операций, разработка расписания проекта: основные методы и результаты. 70. Метод освоенного объема: характеристика метода, основные показатели, взаимосвязь показателей, используемых при применении метода освоенного объема. 71. Разработка бюджета проекта: общая характеристика процесса, порядок формирования бюджета, резервы, базовый план по стоимости, требования к финансированию 72. Управление качеством проекта: общая характеристика процессов, основные подходы к управлению качеством. 73. Характеристика основных методов управления контролем качества. 74. Планирование человеческих ресурсов: общая характеристика процесса, основные методы и технологии планирования, результаты планирования. 75. Набор и развитие команды проекта: основные характеристики процессов, применяемые методы и технологии. 76. Общая характеристика области знаний «Управление коммуникациями»: процессы, используемые методы, результаты. 77. Планирование управления рисками: характеристика процесса, используемые методы и полученные результаты. 78. Идентификация, качественный и количественный анализ рисков: основные методы анализа и результаты процессов. Для более глубокого усвоения предмета, понимания основных проблем управления процессами обслуживания на приемах и презентациях можно порекомендовать следующее: · работа с учебниками и специальной литературой, изучение публикаций в научных журналах (например, «Менеджмент в России и за рубежом», «Вопросы экономики», «Деловые вести», «Коммерсант», «Маркетинг в России и за рубежом», «Маркетинговые исследования», «Экономист», «Наука – производству», «Управление персоналом», «Консультант директора»); · при работе с литературой следует вести запись основных положений (конспектировать отдельные разделы, выписывать новые термины и раскрывать их содержание); · необходимо проработать ряд литературных источников и, прежде всего учебные пособия, в которых наиболее полно отражены и систематизированы узловые вопросы курса.
|