Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кукольный театр
В психолого-педагогической литературе описаны и другие причины избирательного мутизма. Например, дизартрия (плохая подвижность речевого аппарата), заикание, страх речи, другие дефекты речи и слуха. Могут иметь место патологическая застенчивость и психические заболевания. При этом, несомненно, наряду со специально организованной работой учителя и родителей необходима помощь специалистов (психиатров, логопедов, психологов). Основные причины мутизма определяют содержание коррекционной работы с детьми-молчунами. Детский психиатр И. Медведева и педагог Т. Шишова предлагают методику драматической психоэлевации — своеобразный кукольный театр. Ребенку прописывают лечебные пьесы, предлагают разыгрывать этюды (театрализованные представления), в которых «ведущим недостатком» (избирательным упрямым молчанием) наделен не ребенок, а кукла-собака. Хозяин — добрый, хороший, но вынужден страдать из-за вредности собачьего характера. Первоначально эти сценки можно показать в виде кукольного спектакля. Затем предложить ребенку роль какого-нибудь персонажа. Лучший вариант — роль хозяина. Ситуации должны нарастать по степени драматизма, но при этом не травмировать психику ребенка. Высокие результаты достигаются, если малыш находится в группе обычных детей. Когда наступает переломный момент и ребенок нарушает «обет молчания», его необходимо зафиксировать и подкрепить всеобщим одобрением, восхищением успешно сыгранной ролью. Молчун должен понять и принять, что предпочтительнее гордиться говорением, нежели упорным молчанием. Приведу пример одного из этюдов, предлагаемых И. Медведевой и Т. Шишовой для лечения избирательного мутизма. (См. статьи в журнале «Домовой», №№ 9—11, 1996 г. и другие публикации названных авторов.)
ЭТЮД «СОБАКА ПОТЕРЯЛАСЬ»
Однажды на прогулке собака отстала от хозяина и потерялась. Стемнело, похолодало, собаке было страшно и хотелось есть. Прохожий спросил ее: — Собака, ты чья? Но собака ничего не ответила. — Раз молчишь, значит, ничья, и я не могу отвести тебя домой, — сказал прохожий и пошел дальше. А собака осталась одна на пустынной улице. Она дрожала от холода и ужаса. Наконец, появилась девочка, которая пожалела собаку и предложила: — Песик, бедненький, давай я отведу тебя домой, к хозяину! Ведь ты совсем продрог. Скажи, где ты живешь? Собаке очень хотелось рассказать доброй девочке о том, кто ее хозяин, назвать адрес, по которому он живет, но она все-таки почему-то промолчала. Девочка ушла, так и не дождавшись ответа. Наступила ночь, стало еще холоднее. Вскоре пошел дождь. Собака тоскливо заскулила от одиночества... Что же произошло дальше, нужно придумать и разыграть вместе с ребенком. Желательно, чтобы роль собаки исполнял ребенок-молчун. Замечательно, если он выберет роль прохожего или девочки, у которых в пьесе много слов. Не подвергая сомнению эффективность данной методики, выскажу несколько предположений. Думаю, психологу надо быть осторожным при подборе содержания лечебных пьес и главных героев. Так, при разыгрывании приведенного в качестве примера этюда у невротизированного ребенка высока вероятность актуализации многочисленных страхов: боязнь собаки, страх остаться одному, потеряться и др. Бывает, что в результате возникшего конфликта молчун еще больше замыкается, отказывается не только участвовать в спектакле, но даже просто надеть игрушечную собаку на руку. Данный сюжет не для каждого ребенка является достаточным поводом, чтобы заговорить. Другими словами, механизм проекции может «не сработать» не только из-за возможных страхов, но и просто потому, что маленькому человеку не нравятся, например, цвет, размер, облик кукольного персонажа. Запланированный лечебный эффект кукольных театрализаций во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка и вдумчивой позиции психолога, его способности к прогнозированию возможных ситуаций в процессе куклотерапии.
Данная страница нарушает авторские права?
|