Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные процедуры






Важно заранее продумать разнообразные способы включения детей-молчунов в коммуникативный процесс.
Из собственного опыта предлагаю прием «запрета на разговор». После того как куклы изготовлены и каждой из них предстоит, например, обратиться к волшебнику с самой сокровенной просьбой, наступает действие «запрета на разговор». Дети в кругу пытаются договориться, чья кукла в этой театрализации не участвует. На первых занятиях желающих отмолчаться немало. Они выжидают, предпочитают наблюдать, чтобы определиться, какая позиция выгоднее. Однако некоторые не выдерживают и вступают в невербальный контакт с помощью своей куклы. Молчуны как бы «сигналят» ведущему, чтобы обратить внимание на себя, увидеть знаки заинтересованности, получить похвалу.
На последующих занятиях желающих не говорить ни при каких обстоятельствах становится все меньше, и в конце концов дети с удовольствием отводят эту роль ведущему, ревностно наблюдая за исполнением «запрета на разговор».
Запрет на разговор особенно эффективен в случае, если избирательный мутизм — одно из проявлений негативизма. Несомненно, успех приема зависит и от содержания коммуникативных заданий на этапе настроя.
Например, можно предложить участникам разделиться на пары, по секрету от всех договориться, какое животное или птицу они собираются нарисовать. Остальные с помощью опосредованных вопросов должны догадаться об их замысле.
Замечу, что если ребенок с интересом выполняет индивидуальные задания, связанные с изобразительной творческой деятельностью, но при этом упорно молчит, то хорошо помогает педагогический метод «мнимого безразличия». Главное, не принуждать говорить и не иронизировать.
Сам факт того, что молчун приходит на групповые занятия и выполняет некоторые задания, уже свидетельствует о положительном сдвиге в коррекционном процессе.

Первый этап. Настрой (разогрев)

Каждому ребенку предлагается занять место за столом. Приготовить бумагу, карандаши, краски и другие материалы, необходимые для рисования.

Ведущий. Возьми карандаш (или по желанию фломастер, краску, пастельные мелки и др.), закрой глаза и попробуй рисовать на листе бумаги любые линии, геометрические фигуры, знаки. Не ограничивай движения руки. Можно просто «калякать».
Рассмотри свой рисунок. Если хочется что-нибудь дорисовать или объяснить словами, сделай это.
Возьми другой лист бумаги, карандаш другого цвета, который в данный момент соответствует твоему настроению, и снова нарисуй «каляки» («каракули»), только теперь с открытыми глазами. Подойди с рисунком к любому из участников группы и предложи дополнить его таким образом, чтобы получилось какое-либо понятное изображение.

На этом этапе особенно упрямым молчунам стоит предложить различные способы невербального общения. Полезно нарисовать человечка, который упрямо молчит, а потом — себя (или мальчика, похожего на тебя). Интересны темы «Молчание», «Одиночество», «Добро».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал