Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания по написанию и оформлению рефератов
Реферат является одной из форм учебной и научно-исследовательской работы студентов. Цель написания реферата состоит в том, чтобы научить студентов связывать теорию с практикой, популярно излагать сложные вопросы, пользоваться литературой и статистическими данными. Лучшие рефераты служат основой для написания студенческих работ, представляемых на конкурс (Прил. 1. Критерии оценки реферата). Слово «реферат» имеет два значения: с одной стороны, оно предполагает краткое изложение реферируемой научной работы, книги, статьи, с другой, доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора литературы и других источников. Рефераты студентов чаще соответствуют второму значению этого слова. Работа студента над рефератом состоит из следующих этапов: 1) выбор темы на основе тематики, разработанной кафедрой; 2) накопление информационного материала; 3) подготовка и написание реферата; 4) защита реферата. Студенты представляют реферат на кафедру в течение учебного года согласно учебному плану. Реферат должен иметь следующую структуру: – план; – краткое введение; – изложение основного содержания темы; – заключение; – библиографический список (Прил. 4. Образец содержания). Разработка избранной темы начинается с ознакомления с соответствующей литературой. Но прежде, чем приступить к ее подбору, целесообразно наметить план работы с литературой и общий предварительный план реферата. Предварительный план реферата состоит обычно из трех-четырех вопросов, в процессе работы он уточняется и конкретизируется. План – это логическая основа реферата, от правильного его составления во многом зависит структура, содержание, логическая связь частей. Целесообразно предварительно намеченный план реферата согласовать на консультации с преподавателем кафедры экономической теории, ведущим семинарские занятия или читающим лекционный курс. План не следует излишне детализировать, в нем перечисляются основные, центральные вопросы темы в логической последовательности. Главы можно не разбивать на параграфы. Перечень основных вопросов заканчивается заключением или краткими выводами, которые представляют обобщение важнейших положений, выдвинутых и рассмотренных в реферате. Имея предварительный план, студент обращается к библиографии. Существенную помощь в ознакомлении с библиографией студенту могут оказать библиотечные каталоги (алфавитный, систематический, предметный), библиографические указатели (учетно-регистрационные, научно-вспомогательные, рекомендательные, критические), справочная литература (энциклопедии, словари, предметные указатели в трудах отдельных ученых-экономистов). Определенную помощь могут оказать учебно-регистрационные и критико-библиографические журналы. При работе над рефератом необходимо внимательно изучить соответствующую теме литературу, включая монографии, статистические сборники, материалы, публикуемые в журналах: «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Экономист», «Мировая экономика и международные отношения», «США: экономика, политика, идеология» и др. Источниками фактического материала могут служить статистические сборники, газеты, журналы. Важным моментом является умение записывать информацию. Наиболее распространенными являются две формы записи и хранения материала – конспектирование и ведение электронной картотеки. Они не исключают, а в ряде случаев дополняют друг друга. Когда студент в достаточной степени накопил и изучил материал по соответствующей теме, он принимается за его систематизацию и разработку более полного плана реферата. Внимательно перечитывая свой конспект или записи на электронных карточках, он располагает материал в той последовательности, которая представляется ему наиболее стройной и целесообразной. Одновременно студент фиксирует собственные мысли, которые он считает нужным изложить в тексте реферата. Основному тексту в реферате предшествует «введение». В нем необходимо показать значение, актуальность рассматриваемой проблемы, обоснованность причины выбора темы. Кроме того, следует отметить, в каких произведениях известных ученых-экономистов рассматривается изучаемая проблема, необходимо сформулировать основные задачи, которые ставятся в реферате (Прил. 5. Образец введения). В основной части работы большое внимание следует уделить глубокому теоретическому освещению как темы в целом, так и отдельных ее вопросов, правильно увязать теоретические положения с практикой, конкретным фактическим и цифровым материалом. Изложение должно осуществляться в соответствии с составленным планом. Реферат должен быть написан ясным языком, без повторений, сокращений, противоречий между отдельными положениями. Реферат должен быть написан логически. Приводимые в тексте цитаты из экономической литературы, а также статистические данные должны быть снабжены соответствующими ссылками на источники, из которых они взяты, с указанием автора, названия работы, тома, страницы. Библиографическая ссылка – совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте реферата документе. При цитировании в работе должны быть соблюдены следующие правила: цитирование должно быть точным; цитата обязательно должна заключаться в кавычки; если цитата приводится в сокращённом виде, то на месте пропущенных слов следует ставить многоточие. Ссылаясь на какого-либо автора, следует указать сначала его инициалы, а затем фамилию. Например: «Как указывает В.М. Савицкий …», «По мнению Е.Е. Ерешова …», «Следует согласится с точкой зрения В.М. Савицкого …» и т.д. При использовании в тексте положений из монографий, учебников в первый раз в сноске приводятся все исходные данные о ней – фамилия и инициалы автора, название работы, место издания, издательство, год, страница. Для связи основного текста реферата с описанием источника используется порядковый номер библиографического списка, в основном тексте этот номер берётся в квадратные скобки. Например: [2, с. 44], что означает: 2-ой источник из библиографического списка, 44-я страница. Сноски могут помещаться внизу страницы под текстом. В этом случае они помещаются под сплошной линией и нумеруются. В заключении реферата отмечаются выводы по рассмотренной теме (Прил. 6. Образец заключения). После заключения помещается библиографический список. Библиографический список в реферате – это ключ к источникам, которыми пользовался автор при его написании. Именно по нему можно судить о степени осведомлённости студента в имеющейся литературе по рассматриваемой проблеме. Библиография содержит библиографическое описание использованных источников и помещается после заключения. Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей без пропусков или каких-либо сокращений. Следует помнить, что полное описание издания приводится на его обратном листе. Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов произведений печати. Пример оформления учебника: История экономических учений: (современный этап): учебник / Под общ. ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 733 с. Пример оформления статьи: Андрианов, В. Инфляция: основные виды и методы регулирования / В. Андрианов // Экономист. – 2006. – № 6. – С. 34–42. Все приведённые знаки пунктуации должны сохранятся. В реферате целесообразно использовать следующие способы построения списков библиографии: по характеру содержания описанных в нём источников; по алфавиту; по видам изданий (Прил. 7. Оформление библиографии). 1. Порядок расположения основных групп записей при составлении библиографических списков по характеру содержания описанных в нём источников таков: – сначала вписываются основополагающие работы, размещаемые по хронологии от новейших к ранее опубликовавшимся, например учебники и учебные пособия по экономической теории, монографии; – затем источники более частные в экономической теории, например, нормативно-правовая и справочная литература; – в конце – источники конкретного характера, например, научные статьи экономических журналов, информация ИНТЕРНЕТ. 2. Составление списков библиографии по алфавиту является наиболее простой и удобной формой оформления использованной при написании реферата литературы. 3. При составлении библиографических списков по видам изданий обычно выделяются такие группы изданий: – официальные материалы – нормативно-правовые акты, официальные документы – располагаются в соответствии с иерархией, т.е. по юридической силе; – остальные использованные в реферате источники – в алфавитном порядке фамилий авторов. Большое значение имеет правильное оформление реферата. На титульном листе необходимо указать название вуза, факультета, реферата, группу, свою фамилию и инициалы, фамилию научного руководителя. На следующем листе приводится план реферата с указанием страниц соответствующих разделов (Прил. 2. Требования к оформлению реферата; Прил. 3. Образец титульного листа). Подготовленный реферат, как правило, защищается студентами на семинарском занятии. Целесообразно приготовить презентацию основных положений реферата, тезисы выступления, а точнее – обозначение разделов и подразделов реферата. Сокращенное изложение основного материала (определение важнейших понятий, упоминание цифр и фактов, формулировка выводов) размножить и раздать студентам как материал для последующего обсуждения. Заканчивая подготовку к выступлению с рефератом на семинарском занятии, полезно прочитать весь его текст «для себя». Это будет способствовать закреплению материала в памяти и позволит во время выступления либо совсем не заглядывать в конспект (план, текст), либо свести обращения к нему до минимума. После обсуждения реферата в группе работа студента оценивается преподавателем и принимается решение о дальнейшей разработке этой темы автором для написания конкурсной работы. Студенты на представленный реферат должны получить рецензию преподавателя кафедры, общую оценку работы – «зачтено», «не зачтено». Если реферат не засчитывается, то, с учетом замечаний, он должен быть переработан. Студенты, не представившие реферат или не получившие зачета по нему, к экзаменам не допускаются. Реферат выбирается в соответствие с номером списка студентов, составленным по алфавиту (Прил. 8. Выбор рефератов). В каждом семестре требуется выполнение одного реферата. Если студенты изучают дисциплину в течение 2-х семестров, то выполняется два реферата: – по 1-ому разделу дисциплины «Экономика» (Введение в экономическую теорию. Микроэкономика); – по 2-му разделу (Макроэкономика. Переходная экономика).
|