Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания к СРС по освоению курса лекций






Ключевым элементом СРС является проработка лекционного курса, которая позволяет сконцентрироваться на усвоении, повторении и закреплении основных понятий и категорий дисциплины «Экономика». Студенты приобщаются к процессу самообразования, приобретают навыки самостоятельного анализа, развивают способности к пониманию экономических явлений и процессов.

Для ориентирования студентов на ключевых смысловых элементах курса предлагаются вопросы, охватывающие весь курс дисциплины. Данные вопросы нацеливают обучающихся на наиболее важные аспекты предмета, учат алгоритмам аналитической работы над материалом.

С помощью работы над вопросами учащиеся осваивают основные категории экономики, принципы и методы познания актуальных экономических процессов.

Вопросы для проработки лекционного курса служат формой самостоятельного изучения дисциплины. Поэтому по этой форме СРС не предполагается контрольных мероприятий. Ниже предлагаются вопросы для проработки курса лекций.

Вопросы для проработки курса лекций

1. Чем отличается предмет «экономика» от предмета «политическая экономия» в традиционном понимании?

2. В чем сходства и различия позитивного и нормативного метода познания?

3. В чем заключается методология экономической теории?

4. В чем заключается особенность экономической теории как науки по сравнению с другими экономическими дисциплинами?

5. Чем определяется появление того или иного направления экономической теории?

6. Что объединяет представителей классического направления в экономической теории (единство исходных положений и выводов, методология)?

7. Как определяют предмет исследования представители разных направлений экономической теории?

8. Какова основная проблема экономической теории?

9. Назовите критерии классификации и виды потребностей.

10. Почему правомерно рассматривать качество ресурсов и их многообразие как исходную и основную предпосылку экономической деятельности?

11. В чём проявляется многообразие ресурсной базы экономики?

12. Что, с вашей точки зрения, в большей степени влияет на удовлетворение потребностей: объём имеющихся в наличии ресурсов или характер их использования?

13. Почему блага имеют экономическую ценность?

14. Если принять во внимание, что ресурсы ограничены, а потребности безграничны, существует ли опасность снижения степени удовлетворения потребностей с течением времени?

15. В чём состоит различие между понятиями «ограниченность ресурсов» и «редкость ресурсов».

16. Приведите в соответствие марксистскую трактовку вещественного и личного факторов производства с неоклассической трактовкой четырёх факторов производства.

17. Что собой представляет система экономических отношений в обществе?

18. Чем определяется необходимость выбора в экономике?

19. Почему кривая производственных возможностей называется кривой трансформации?

20. Почему неизбежны альтернативные издержки выбора?

21. Как определяются результаты хозяйствования?

22. О чем говорит закон спроса?

23. Какие факторы влияют на рыночный спрос?

24. Что показывает перекрестная эластичность?

25. Какие неценовые факторы влияют на спрос?

26. Говорят, что при росте цены блага спрос на него снижается. Это высказывание, очевидно, не совсем правильно, так как все знают, что цены обычно повышаются, а спрос все-таки не снижается. Попробуйте разрешить это противоречие.

27. В чем вы видите смысл измерения эластичности?

28. Чем отличается понятие «спрос» от понятия «потребность».

29. Назовите неценовые факторы, определяющие предложение.

30. Почему совпадают интересы производителей и потребителей, всегда ли это происходит?

31. Какой вид принимает кривая рыночного (общего, суммарного) спроса и почему она может иметь изломанный вид?

32. В чем состоит разница между индивидуальным и рыночным спросом?

33. Что такое предельная полезность, каковы функции полезности?

34. Опишите вклад в теорию потребительского поведения итальянского экономиста Вильфредо Парето.

35. Объясните, почему бюджетная линия это прямая линия?

36. Почему кривые безразличия не пересекаются? Сколько их в карте безразличия?

37. Как на практике проявляются в поведении потребителя «эффект дохода» и «эффект замещения»?

38. Дайте определение понятию издержки, перечислите их виды и представьте их графически.

39. Верно ли, что любая фирма стремиться лишь к максимизации своей прибыли?

40. При каких условиях конкурентная фирма достигает равновесия?

41. Как определяется оптимальный уровень производства (точка равновесия фирмы), какими особенностями он обладает?

42. Какое значение имеет анализ издержек производства для решения вопроса о прекращении дела, его продолжении или объявлении банкротства?

43. Почему средние издержки имеют стратегическое значение для фирмы?

44. Каковы условия свободной конкуренции, неценовой конкуренции?

45. Почему конкуренция способствует повышению эффективности производства?

46. Чем несовершенная конкуренция отличается от совершенной?

47. Какое место в современной рыночной экономике занимает монополия?

48. Как проявляется отношение монополии к НТП?

49. Каковы источники образования монопольной прибыли?

50. Назовите ситуации, при которых применяются монопольно высокие и монопольно низкие цены, ценовая дискриминация?

51. Как отличить «демпинговые цены» от низких цен, сложившихся в силу высокой эффективности производства?

52. Почему в условиях олигополии цены часто стабильны, имеется разнообразие товаров и услуг, повышается их качество?

53. В чем заключается суть политики «лидерства в ценах»?

54. Назовите плюсы и минусы установления монопольной власти над ценой.

55. Может ли фирма иметь власть над рынком, не будучи монополистом?

56. Каковы критерии установления факта монополизации?

57. Каковы цели антимонопольного регулирования?

58. Какие факторы противодействуют монополизации рынка? Какова их эффективность?

59. Почему спрос на факторы производства называется «производным спросом»?

60. Соответствует ли равновесие на рынке труда полной занятости?

61. Каковы основные формы оплаты труда, их основные отличия?

62. Каковы причины дифференциации заработной платы?

63. Каковы основные направления инвестиций в «человеческий капитал»?

64. В чем заключается роль профсоюзов на рынке труда?

65. Опишите направления государственного регулирования рынка труда?

66. Каковы функции биржи труда?

67. В чем заключается сущность рынка капитала? фондового рынка?

68. Каковы формы земельной ренты, ее влияние на цену земли?

69. Целесообразно ли введение частной собственности на землю и почему?

70. Почему цена земли имеет устойчивую тенденцию к росту?

71. В чем заключается специфика рынка земли?

72. Каково значение системы национальных счетов?

73. Что означает принцип двойной записи?

74. Чем отличаются друг от друга ВНП и ВВП?

75. Как связаны между собой показатели чистого национального продукта и национального дохода?

76. В чем разница между валовыми инвестициями и чистыми инвестициями?

77. Как определяется чистый экспорт?

78. В чем состоит различие между номинальным ВНП и реальным ВНП?

79. Что такое дефлятор ВНП?

80. Как рассчитывается показатель чистого экономического благосостояния?

81. В какой зависимости находится потребление от дохода.

82. Что представляет собой предельная склонность к потреблению?

83. Что представляет собой функция потребления и как выглядит её график?

84. Как формируются сбережения?

85. Что представляют собой общие и индуцированные сбережения?

86. Почему в условиях равновесного состояния экономики общие сбережения должны равняться сумме автономных инвестиций и государственных затрат.

87. Почему индуцированные сбережения должны равняться общей сумме автономных затрат?

88. Каков экономический смысл мультипликатора?

89. Почему мультипликатор зависит от предельной склонности к потреблению?

90. Что понимается под принципом акселерации?

91. Каково соотношение понятий «экономический рост» и «экономическое развитие»?

92. Что представляет собой «экономическое развитие без роста»?

93. Что представляет собой «экономический рост без развития»?

94. Как выражается динамика экономического роста?

95. Каковы факторы экстенсивного роста? факторы интенсивного роста?

96. Какие закономерности отражает производственная функция?

97. Каковы плюсы и минусы экстенсивного и интенсивного экономического роста?

98. Каковы достоинства и недостатки экономического роста?

99. Какие фазы включает полный экономический цикл?

100. Как изменяются уровень занятости и уровень безработицы?

101. Объясните соотношение между понятиями: экономически активное население, самостоятельное население, занятые, безработные.

102. Как рассчитать уровень безработицы?

103. Раскройте содержание закона Оукена.

104. В чем главное отличие кейнсианских рецептов регулирования занятости от тех, что стали применяться с середины 80-х гг.?

105. В каком случае повышение цен не носит инфляционного характера?

106. Как влияют виды и формы инфляция на развитие экономики?

107. Какая роль принадлежит государству в распределении доходов?

108. Какую социальную поддержку безработным оказывает и должно оказывать государство?

109. Какие статьи доходов и расходов государства являются наиболее значимыми?

110. Каковы причины дефицита госбюджета?

111. Каким образом финансируется дефицит госбюджета, какие способы предпочтительнее?

112. Что лучше для российской экономики: дефицит или профицит ГБ?

113. Опасен ли рост государственного долга?

114. Почему образуется и растет государственный долг?

115. На какие основные группы делятся налоги?

116. Какими принципами руководствуются при построении налоговой системы?

117. Что может служить объектом налогообложения?

118. Является ли современная налоговая система России прогрессивной?

119. В чем состоят задачи государственной политики стимулирования экономического роста?

120. Охарактеризуйте кривую Лаффера.

121. Российские налоги – что преобладает фискальная или экономическая функция?

122. Почему мультипликатор налогов меньше на величину МРC?

123. Монетаризм в российской экономике: за и против.

124. На что направлена КДП в России: сужение или расширение экономического роста.

125. Какие проблемы должна решать политика экономической стабилизации?

126. Почему направления государственной политики по стабилизации экономики должны быть взаимосвязаны друг с другом?

127. Почему изменения норм резервных требований увеличивают или сокращают размеры кредитов, предоставляемых коммерческим банкам и фирмам?

128. Каким образом операции на открытом рынке государственных ценных бумаг влияют на величину обязательных резервов коммерческих банков?

129. В чем состоит политика «дорогих денег» и политика «дешевых денег»?

130. Какова природа возникновения кредитных отношений?

131. Какие цели преследует ЦБ? Коммерческий банк?

132. Каковы источники прибыли коммерческого банка?

133. Какую сферу отношений охватывает валютный рынок? Какие он выполняет функции?

134. Как вы объясните стремление международного сообщества регулировать валютный рынок?

135. Почему после Второй мировой войны европейские страны и Япония стремились к поэтапному продвижению к конвертируемости своей валюты? Какие меры они использовали?

136. Почему достичь конвертируемости по счету капитальных операций значительно труднее, чем по текущим операциям?

137. На каких принципах строилась валютная система «золотого стандарта» и почему от нее пришлось отказаться?

138. Какие новшества принес золотодевизный стандарт по сравнению с прежней валютной системой?

139. Что представляет собой платежный баланс страны?

140. Каковы основные составляющие платежного баланса государст­ва?

141. Что представляет собой платежный баланс России?

142. Каковы факторы, влияющие на платежный баланс?

143. Какими инструментами можно регулировать платежный баланс?

144. В чем различия между основными видами платежного баланса?

145. Проанализируйте платежные балансы основных западноевропейских стран.

146. Что такое приватизация? Каково её содержание?

147. Какие существуют методы приватизации, в чем их достоинства и недостатки?

148. Каковы цели приватизации в России?

149. Как формируется конкурентная среда в переходный период?

150. В чем специфика государственного сектора в переходной экономике?

151. Чем порождена актуальность проблемы экономической безопасности?

152. Каковы основные экономические угрозы имеет современная российская экономика?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал