Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объект, объем, критерии и цели аудиторской проверки
Объем (область) аудита — глубина (содержание) и границы аудита[3]. Объем аудита включает в себя: объект аудита, организационные единицы, подвергаемые аудиту, физическое местонахождение организационной единицы и время проведения аудиторской проверки. Объект аудита — вид деятельности, процесс или система менеджмента, подлежащие проверке[4]. Объект аудиторской проверки отвечает на вопрос: какая конкретно деятельность или процесс системы менеджмента подвергается проверке? Объектами аудита качества могут быть: · продукция, услуги (работы); · процесс системы менеджмента качества; · система менеджмента качества (экологического менеджмента); · элемент системы менеджмента качества (экологического менеджмента). Объектом аудиторской проверка может быть и система менеджмента качества сторонней организации, являющейся поставщиком продукции. В этом случае для поставщика продукции проверка будет носить характер внешнего аудита второй стороной, а для организации — внутреннего, поскольку будет решать проблемы своей системы менеджмента качества и проводиться своими аудиторами. Организационные единицы — подразделение (подразделения, если речь идет о процессе, в котором участвуют несколько подразделений) или деятельность должностного лица, подвергаемые проверке. Физическое местонахождение организационных единиц — места, где находится проверяемое подразделение (ряд подразделений) и те основные или вспомогательные участки, в которых осуществляется проверяемая деятельность. Время аудита — планируемые сроки (даты) проверки. Критерии аудита — совокупность политик, процедур или требований[5]. Критерии аудита используются как базис, с которым сопоставляют свидетельства аудита. Критериями являются документ или отдельный его раздел (пункт), устанавливающий требования к деятельности или процессу, и документы, на которые делаются нормативные ссылки. Критерии аудиторской проверки отвечают на вопрос: на соответствие чему (каким документированным требованиям) должна вестись проверка? От критериев аудита следует отличать критерии процесса аудита, по которым оценивается результативность и эффективность самого этого процесса. Аудиторская проверка проводится путем сравнения собранных свидетельств (записей, изложения фактов и другой информации) с положениями документов системы менеджмента, выступающих в качестве критериев проверки. Любая внутренняя проверка, независимо от объекта, объема и критериев проверки, осуществляется через деятельность подразделений организации или ее отдельных должностных лиц. Термины и определения, относящиеся к аудиту представлены в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ГОСТ Р ИСО 19011-2003[6]. Для того, чтобы спланировать аудит и его провести необходимо определить цели аудита (программ аудитов). Для каждого аудита определяется вполне конкретная цель. В общем виде целями аудита могут являться следующие: · определение степени соответствия системы менеджмента, проверяемой организации или ее части, критериям аудита; · оценку возможности системы менеджмента обеспечивать соответствие законодательным требованиям, нормативным требованиям и требованиям контракта; · оценку результативности системы менеджмента для достижения конкретных целей; · идентификацию областей потенциального улучшения системы менеджмента качества. В дополнение к вышеуказанным целям целями внутреннего аудита, например, могут являться: · подтверждение устранения несоответствий (коррекции) и выполнение корректирующих действий; · определение рисков, связанных с несоблюдением установленных требований в процессах систем менеджмента; · оценка готовности систем менеджмента организации к сертификации; · выявление возможности улучшений. Иногда в качестве цели внутреннего аудита включают выявление несоответствий. Однако это не может быть целью, так как выявление несоответствий – это лишь следствие решения задачи по подтверждению соответствия.
|