Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приостановление, возобновление и аннулирование действия лицензии.
Нарушение лицензионных требований и условий влечет за собой особые последствия. Так, в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» №128 от 08.08.2001 года названы два их вида: 1) приостановление действия лицензии; 2) аннулирование лицензии. Приостановление действия лицензии означает временное прекращение применения прав, вытекающих из лицензии, в связи с возникновением указанных в законе обстоятельств. Приостановление возможно только в течение срока действия лицензии. Закон предусматривает следующие основания для приостановления действия лицензии: 1) выявление лицензирующим органом неоднократных нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий (п. 1 ст. 13); 2) выявление грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий (п. 1 ст. 13); 3) обращение лицензирующего органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии (п. 4 ст. 13). Неоднократными должны считаться два и более нарушений лицензионных требований. Однако законодатель не уточняет период времени, в течение которого должно быть совершено повторное нарушение. В качестве такового, возможно, следует считать все время действия лицензии. При этом противоправные действия (бездействие), совершенные за этот отрезок времени, могут быть неоднородными. Достаточно того, чтобы они противоречили любым лицензионным требованиям и условиям. " Грубое нарушение" является оценочным понятием, которое и ранее применялось в российском законодательстве (п. 2 ст. 61 ГК РФ). В этой норме законодатель в качестве примера грубого нарушения закона называет деятельность без лицензии. Ответ на данный вопрос даёт судебная практика. Так в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 1997 года № 1040/97 грубым нарушением, следует считать нарушение, которое причинило существенный вред государству, потребителям или другим хозяйствующим субъектам 6. В частности Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 16 марта 1999 года № 6100/98 указывает о том что, в судебной практике к грубым нарушениям причисляют неисполнение решений судебных органов 7. В отличие от предыдущего закона из него удалены такие серьёзные основания как: 1.Выявление иными органами государственной власти в пределах своей компетенции нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне и безопасности государства. 2.Невыполнение лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Структура решений лицензионных комиссий о приостановлении действия лицензий по видам деятельностиДействие лицензии может быть возобновлено решением лицензирующего органа в случае устранения выявленных нарушений лицензионного законодательства. Обязанность лицензиата в данном случае сводится к тому, чтобы уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении или об отказе в возобновлении её действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трёх дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. После возобновления, лицензия действует в полном объеме. Возобновление лицензия не оплачивается лицензионным сбором, а срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается. Помимо приостановления действия лицензии, правонарушение в сфере лицензирования может повлечь аннулирование лицензии Аннулирование лицензии — принудительное прекращение в надлежащем порядке действия лицензии в связи с выявленными нарушениями лицензионного законодательства. Законодательство различает судебное и внесудебное аннулирование лицензии. Для аннулирования в судебном порядке, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением. Существуют следующие основания (п. 4 ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» №128 от 08.08.2001г.): 1) нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, повлекшее нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации; 2) невыполнение требования лицензирующего органа об устранении неоднократных или грубого нарушений лицензионных норм; 3) совокупность первых двух оснований. Указанная норма сформулирована таким образом, чтобы предоставить лицензирующим органам возможность обращаться в суд с заявлением об аннулировании лицензии без предварительного обращения к лицензиату с требованием об устранении выявленных нарушений. В частности, такой вывод основывается на том, что законодатель различает грубое нарушение (основание для приостановления действия лицензии) и нарушение, повлекшее перечисленный в п. 4 ст. 13 ущерб (основание для аннулирования лицензии). Внесудебное аннулирование лицензии возможно лишь в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора (п. 3 ст. 13). Считаю необходимым заметить тот факт, что новым законодательным актом исключены такие основания, предусмотренные прежним законом, как выявление недостоверных или искажённых данных в документах, представленных для получения лицензии, и незаконность решения о выдаче лицензии, это безусловно, является минусом данного нормативного акта. Кроме того, является пробелом отсутствие действующей нормы дающей возможность аннулирования лицензии лицензирующим органом по заявлению лицензиата. Лицензия может утратить свою юридическую силу автоматически (без специального решения суда или лицензирующего органа). Это происходит в следующих случаях: 1) в отношении юридического лица — при его ликвидации или прекращении деятельности в связи с реорганизацией; 2) в отношении индивидуального предпринимателя — в случае прекращения действия свидетельства о его государственной регистрации. Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органам до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через 3 дня после его принятия. В соответствии с п. 6 ст. 9 за лицензиатом сохраняется право обжаловать решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии в судебном порядке, установленным законодательством Российской Федерации. Подводя итог данной главы, следует заметить, что на сегодняшний день на территории края, полностью сформировалась и успешно действует Лицензионная палата Красноярского края, орган призванный осуществлять лицензирование отдельных видов деятельности. Но существуют и отрицательные моменты, так настораживает, сокращение количества лицензируемых видов деятельности, социальной сферы. Ведь любое такое сокращение безусловно, уменьшает степень защищенности граждан и уменьшает контроль за хозяйствующим субъектом со стороны государства. Кроме того, снизилось количество оснований приостановления и аннулирования лицензий, по меньшей мере, это неправильно. Представляется, в ближайшем будущем институт лицензирования будет изменяться, и дополняться, поскольку слишком много пробелов в нем на сегодняшний день существует.
|