![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приложение 1. Динамика первых встреч с детьми
(Протоколы занятий психолога с девочками одного возраста, одним и тем же вариантом нарушения психологического здоровья — страхом самовыражения. Детям предлагались примерно одни и те же формы работы.) Надя, 10 лет (остро переживает развод родителей, испытывает страх самовыражения, по наблюдениям учителя, стала читать на уроках еле слышно, как будто у нее в горле ком). Работа начата по просьбе мамы, которая сообщила, что они с мужем разводятся, и ей кажется, что ребенок это глубоко переживает. Первая встреча «Свободный рисунок» Начинает рисовать мужскую голову фломастером. Говорит, что не получилось, рисует на другой стороне ручкой фигуру мужчины. Спрашиваю: — Это кто? — Папа. Рядом рисует женскую фигуру. Спрашиваю: — Кто это? — Не знаю? — Может быть, какая-то тетя? — Может быть, тетя. Нет. Мама. — Что они делают? — Просто гуляют. — Где? — По парку. — Какое лицо у мамы, что она чувствует, когда они гуляют? — Не знаю, они редко вместе гуляют. Папа вообще редко приезжает. Говорит, что много работает. — А ты по нему, наверное, очень скучаешь? Беспокоишься, почему его нет? — Да. — Как можно было бы назвать рисунок? — Прогулка. — А может быть, беспокойство? — Да. Это больше подходит. «Значки» Надя предложила мне первой рассказать, что изображено на значке. На моем значке — горы, комментирую: — На значке горы, это близко моей душе, потому что я люблю путешествовать. Надя тоже достает из коробки значок с изображением гор. — И я люблю путешествовать. Все новое узнавать. Я вытаскиваю значок, на котором земной шар. Задумываюсь. Надя хочет сама ответить: — Мне нравится география — наука о Земле. Мне когда успокоить себя надо, беру энциклопедию и читаю. Я вытаскиваю опять значок с горами. Рассказываю: — Мне кажется, что жизнь очень похожа на подъем в гору. Жизнь — это движение к далекой, высокой цели. Но чтобы достичь ее, нужно многое испытать, вытерпеть, быть по-настоящему сильным. Надя достает значок с кораблем. — Мне нравится корабль. Когда мне было пять лет, мы с папой и мамой поехали в круиз на корабле в Диснейленд. Ехали целый месяц, было очень интересно. Я достаю значок с изображением лошади. — Я очень люблю двигаться. Мне кажется, что вообще жизнь — это движение. — Мне тоже нравится, мне трудно усидеть на месте. Достает значок опять с корабликом: — Я очень люблю книги и фильмы, когда путешествуют на кораблях. Именно на кораблях. Не в горах. Мне нравится цвет моря. Иногда дома я беру картон и делаю корабли. Люблю легенды и истории, которые связаны с кораблями. Помните из Библии? Сначала все было хорошо. А потом наступил потоп. И ведь именно корабль спас человечество, все на нем спаслись. Вот посмотрите. Самолеты падают. А корабли не тонут. Как будто что-то оберегает корабль. — Корабль кажется тебе безопасным? — Да, корабль — это безопасное. Я заметила, до пяти лет — до путешествия на корабле — была более нервная, больше волновалась. После этого стала более спокойная. — А спокойствие сохраняется потом? — Да. Оно сохраняется надолго. — Его может что-либо разрушить? — Нет. Его ничто не может разрушить. Оно навсегда. Показываю Наде ее рисунок. — Но как же не может нарушить? Ведь ты назвала рисунок «Беспокойство». — Может быть, временное беспокойство, но оно проходит. Я ставлю точку: — Ты права. Действительно, даже очень тяжелое беспокойство когда-нибудь проходит и обязательно возвращаются покой и радость. Вторая встреча Я решила не уходить вглубь, а попробовать усилить «внутреннего ребенка». «Подушки» Предложила поиграть в ее одноклассников, которые часто дерутся, и немного подраться. Надя была Сережей, меня она назначила Аней. Подушками дралась охотно. С радостью, но в словесную перепалку, которую я попыталась инициировать, не включилась. Когда я в роли Ани обещала пожаловаться на нее учительнице, Надя ответила: «Я больше не буду». «Я — наоборот» Бросая мячик друг другу, мы задавали вопросы и отвечали из роли «Ядан» и «Яло», т. е. наоборот. Общее замечание: Надя с трудом придумывала и называла ненормативные действия, например, не смогла придумать, и мне пришлось подсказать, как Ядан разговаривает со своей учительницей. Надя ограничилась только словом «плохо». «Я — это…» Вытаскивает карточку с надписью «надежда»: — Я — это надежда, потому что если я чувствую, что у меня что-то не получается, надеюсь, что мне кто-то объяснит. — Поможет? — Нет, объяснит, потому что помощь — это когда кто-то за меня будет делать. А я не хочу, чтобы за меня что-то делали, хочу сама. — Я — верность. Сколько было подруг, редко с ними ссорились. — Но ведь вы не всегда рядом были, и оставались друзьями? — Да, не всегда рядом, и оставались друзьями, — Я — терпение, так как я терпеливая. Если, например, завтра приедет кто-то и мне об этом один раз сказали, я жду до этого момента, не спрашиваю по десять раз: «Ну, когда приедет?» — Я — радость, практически всегда за других радуюсь. — А за себя? — Я тоже радуюсь, когда мне хорошее говорят. Не могу не порадоваться. — А вы кто по гороскопу? — Стрелец. — О, как мой папа. — А когда у него день рождения? — 3 декабря. — Что ты ему подарила? — Сшила котенка. — Он был очень рад? — Да. — А куда дел? — В машину поставил. Там у него уже есть домовенок. — И он будет смотреть на них и вспоминать… — Меня. — Он будет смотреть на игрушки и всегда вспоминать тебя. Это здорово. Ты ведь этого хочешь? — Да. Наташа, 9 лет (остро переживает развод родителей, испытывает ревность к младшей сестре). Работать с ней стала после разговора с ее учительницей, которая нашла на ее парте измятый листочек со стихами.
|