![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дифференциация согласных звуков
На первом занятии логопед дает детям понятие о звонких и глухих согласных. Сравнивая пары звуков з — с, б — п, д — т, в — ф, г — к, ж — ш, объясняет, что каждая пара звуков очень схожа по артикуляции и различается только тем, что при произнесении звуков з, б, д, в, г, ж участвует голос, а при произнесении звуков с, п, т, ф, к, ш голос не участвует. Поэтому одни звуки называются звонкими, другие глухими. Затем логопед может предложить детям ощутить работу голосовых связок (тыльной стороной ладони) при произнесении звонких согласных. После чего логопед говорит детям, что они не всегда правильно различают эти звуки, поэтому делают на письме ошибки, и предлагает им научиться правильно различать эти звуки.
Дифференциация з—с 1. Выделите начальные звуки из слов сани, зайка. 2. Из ряда звуков назовите похожие по артикуляции звуки: с, к, з, у. Назовите сходства и различие звуков з, с. Дайте характеристику этих звуков. 3. Соотнесите звуки с, з с буквами. 4. Назовите начальные звуки в словах сани, зайка. Соня, Зоя, сыр, зубы, зонт, стол. (Логопед называет звуки, дети поднимают буквы; логопед называет звуки, дети пишут буквы.) 5. Назовите начальные звуки в названиях картинок. (Логопед только предъявляет картинки.) Приблизительный перечень картинок: а) зубы, сук, сыр, зонт, сумка, сани, самолет, завод, забор, самовар; б) стакан, звонок, стул, знамя, змея; в) зебра, сетка, зеркало, семечко, сено, сирень, сеялка. 6. Назовите звуки з, с, если услышите в словах. Запишите соответствующие буквы. Методические указания: а) логопед называет слово, учащиеся называют звук з или с, затем записывают букву с или з; б) логопед показывает картинки, не произнося слова, учащиеся называют звуки, затем записывают буквы. Приблизительный перечень слов: роса, гусак, возок, песок, поясок, музыка, осина, красивый, музей, воздух, резиновый, полезно, веселый. Приблизительный перечень картинок: коса, роза, лиса, хвост, береза, косы, усы, гуси, куст, свинья.
Дифференциация з – с в слогах 1. Образуйте слоги. Прочитайте их. а а я я о о ё ё з с з с у у ю ю ы ы и и 2. Образуйте слоги. Прочитайте их. з с з с а о о у о е е ы с з с з 3. Прочитайте слоги парами. за-са са-за зя-ся ся-зя се-зе зо-со со-зо зё-сё сё-зё зе-се зы-сы сы-зы зи-си си-зи сю-зю зу-су су-зу зе-се се-зе зю-сю Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов. 4. Прослушайте: а) слоги, запишите начальные звуки каждого слога: за, са, зы, сы, су, зо, зе, си, се, зё, сё, зи, зю, сю; злу, слу, зло, сло, слы, злы, зли, сли, сле, слё, зле, ска, зля; б) звукосочетания, запишите только согласные: аза, осу, азы, осо, озу, асы, изы, есы, езы, язы, ёсы, ёзы, узу, узы. 5. Прослушайте ряды слогов. Запомните и повторите их в той же последовательности. Запишите эти слоги по памяти. за-са-за зи-си-зи су-зу-су сю-зю-сю са-за-са-за са-за-са си-зи-си зу-су-зу зю-сю-зю за-са-за-са ся-зя-ся зо-со-зо зы-сы-зы сё-зё-сё зы-сы-сы-зы зя-ся-зя со-зо-со сы-зы-сы зё-сё-зё сы-зы-зы-сы 6. Прочитайте, запомните и запишите слоговые ряды в той же последовательности. (Дается время на прочтение слогов одной цепочки, затем слоговой ряд закрывается и т. д.) са-за-за за-са-са са-за-са-за зу-су-зу-су ся-зя-зя зя-ся-зя си-зи-си-зи зю-сю-зю-сю 7. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую - с буквой з, во вторую - с буквой с. за, зу, са, зо, сы, зы, си, зи, зе, се, ею, зю, зо, со, аса, аза, узу, усы, узи, узе, усе, осо, озо, ызы, езу
|