![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ударение
(Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.) Задание 1. Прослушайте сказку «Ударение». Собрались однажды Слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдется ни один человек. Но забыли Слова пригласить на свой совет Ударение. Ударение обиделось. Когда Слова стали выступать, откуда-то выскочило Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у некоторых из вас!» Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение — просто черточка!» Ударение рассердилось, перепрыгнуло с последнего слога на первый, и появился Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки и сказали: «Мы самые главные компоненты живого организма. С нами Ударение ничего не сделает». Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: исчезли Белки, и вместо них запрыгали Белки. И стало Ударение быстро изменять значения слов, перепрыгивая с одного слога на другой. И вот уже Атлас превратился в Атлас, вместо Ириса появился Ирис. Видят Слова, что дело плохо — не обойтись им без Ударения. Отвели они Ударению почетное место в словах. И кто про него забывает, имеет много неприятностей! Задание 2. Подберите к слову соответствующую картинку. (Логопед разбирает с учениками пары слов. Ученики соотносят слово с картинкой, сравнивают звучание этих пар слов, определяют место ударения вывод, что с перенесением ударения меняется смысл слова: замок — замок, белки — белки, атлас — атлас, ирис — ирис.) Задание 3. Придумайте предложения с парами слов. (Дополнительно можно использовать слова, данные в задании 2.) кружки - кружки, полки — полки, козлы — козлы, плачу – плачу. Задание 4. Прочитайте предложения. Найдите слова с одинаковым написанием, но различным значением. Обратите внимание, как ударение меняет место. Выделите в этих словах голосом ударную гласную. (Логопед читает предложения парами.) Я варю уху. Лена мела пол. Мама похвалила Варю. Вера принесла кусочек мела. Мы уже выучили уроки. Полки ряды свои сомкнули. Тропинка уже дороги. В магазине продавали полки. Задание 5. Прочитайте предложения. Выберите слова с одинаковым написанием, но различным значением. Почему поменялось значение этих слов? Школьный атлас хранится в географическом кабинете. В магазине продавали белый атлас. Старинный замок был разрушен. На двери висел большой замок. В сосновом лесу живут белки. Белки с сахаром — основа для приготовления пирожного бизе. Брод на реке был мелок. Цветной мелок лежал у доски. В огород забрались козлы. Строители принесли козлы. Задание 6. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, стоящие в скобках. Поставьте в них ударение. Строительные (козлы, козлы) забрызганы побелкой. Дикие (козлы, козлы) живут в горах. На клумбе распустился фиолетовый (ирис, ирис). (Ирис, ирис) — любимые конфеты детей. Фокусник сделал один (хлопок, хлопок), и появился белый голубь. В Средней Азии выращивают (хлопок, хлопок). (Ворона, ворона) меньше (ворона, ворона). Плохая (дорога, дорога) утомила путников. Нам (дорога, дорога) каждая минута. Задание 7. Прослушайте и отгадайте загадки. Я — травянистое растение Мы—для пильщика подставка, С цветком сиреневого цвета, Мы — для кучера сиденье. Но переставьте ударение, Но попробуй-ка поставь-ка И превращаюсь я в конфету. Нам другое ударение Осторожней будешь с нами: Я— сборник карт; от ударения Забодаем мы рогами. Зависят два моих значения: Захочешь — превращусь в название Блестящей, шелковистой ткани я. Отгадки: ирис — ирис, козлы — козлы, атлас — атлас. Задание 8. Правильно прочитайте слова. С каждым словом придумайте и запишите предложение. скачки — скачки орган — орган кружки — кружки таю — таю вычитал — вычитал плачу — плачу Задание 9. Послушайте загадки. Отгадайте их. Запишите отгадки, поставьтев них ударение. На бахче у нас растет, Из меня посуду тонкую, Как разрежешь—сок течет, Нежно-белую и звонкую Свеж и сладок он на вкус, Обжигают с давних пор, Называется... (арбуз). Называюсь я... (фарфор). Это зелье ты не тронь: Чтоб скорей в библиотеке Жжется больно, как огонь. Отыскать ты книгу смог, Неприметна, некрасива, В ней бывает картотека, Называюсь я... (крапива). Специальный... (каталог). Буквы-значки, как бойцы на парад, Стелют на матрац В строгом порядке построены в ряд. меня, Каждый в условленном месте стоит, Называюсь... (простыня). И называется все... (алфавит). Задание 10. Прочитайте слова. Спишите, правильно поставьте ударение, разделите слова на слоги. С выделенными словами придумайте и запишите предложения. портфель, воротник, сковорода, аквариум, грязнуля, милиционер, электрик, карандаш, магазин, пионер, октябренок, телеграмма, перевыполнил, переводчики, алфавит, звонит, позвонит
|