![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как растут слова.Стр 1 из 27Следующая ⇒
ИСПРАВЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-3 КЛАССОВ Методический материал предпологается использовать на втором году обучения учащихся (2-й или 3-й класс), страдающих нарушением письма. Первые несколько занятий отводятся на закрепление тем «Состав слова», «Родственные слова», «Образование слов», затем логопед работает над различением приставок и предлогов (с предлогами учащиеся подробно познакомились на первом году обучения). В последующей работе над дифференциацией звуков логопед может включать в занятия задания на закрепление морфологического состава слова. Как отмечалось ранее, у учащихся-дисграфиков много ошибок на безударные гласные. Во втором разделе книги дается методический материал, направленный на выработку у учеников умения находить в слове безударные гласные и подбирать к ним проверочные слова. На данном этапе работа в основном направлена на развитие фонематического слуха. С этой целью предлагается система упражнений на различение гласных и согласных звуков (букв), смешиваемых в устной речи и на письме (гласных ы—и, а — я, о — ё, у —ю, ё — ю; звонких и глухих согласных з — с, б — п, д — т, г — к, ж — ш, в — ф; свистящих и шипящих ш — с, з — ж, с — ц, ч — щ; аффрикат ч — ц). Дифференциация гласных и согласных дается по единой схеме, что позволяет ученикам пройти последовательно весь комплекс упражнений по различению звуков (букв). Параллельно рассматриваются грамматические темы: «Оглушение звонких согласных в конце слова», «Безударные гласные». Дифференциация каждой пары заканчивается диктантами с заданиями, изложениями и другими видами заданий, связанных с развитием контекстной речи. Еще раз напоминаем логопедам, что предлагаемый методический материал можно использовать выборочно, учитывая речевые нарушения конкретной группы учеников. Работа над словом Родственные слова Конспект занятия Тема. Родственные слова. Цель. Дать учащимся понятие о родственных словах; упражнять в подборе родственных слов. Оборудование. Плакат с изображением чудо-дерева, карточки со словами сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили. Ход занятия. I. Организационный момент. Логопед предлагает учащимся запомнить и повторить в той же последовательности ряды слов: сад, садовый, посадить, посадки, садовник, соль, соленый, посолить, соленья, рассол, лес, лесник, перелесок, лесок, лесной, гора, горка, пригорок, горняк, горный, воз, возить, перевозка, повозка, возчик, II. Работа с текстами. Логопед читает текст рассказа. Родник родит речку, а река льется-течет через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, родина, народ. Все эти слова как бы родня. После того как ученики прослушали текст, логопед выясняет, понятен ли им смысл слов родник, родина, родня, и говорит, что эти слова называются родственными. Затем логопед читает стихотворение. Как растут слова. Как-то много лет назад Вот из сада Посадили странный сад. Вам рассада. Не был сад фруктовым — Вот еще посадки рядом. Был он только словом. А вот садовод, Это слово, словно — корень, С ним садовник идет. Разрастаться стало вскоре Очень интересно И плоды нам принесло — Гулять в саду словесном. Стало много новых слов. И вновь выясняется понимание смысла слов рассада, посадки, садовод, садовник. Логопед. Из какого слова «выросли» слова садовник, садовод, рассада, посадки? (Из слова — сад.) Слово сад — это слово-корень. Затем логопед выставляет на доску плакат с изображением чудо-дерева. Слово сад прикрепляет к корню дерева. Логопед. Назовите слова, которые «выросли» из слова-корня сад. (Ученики называют слова и вставляют карточки-картинки в прорези дерева.) Все эти слова произошли от одного корня и называются однокоренными, родственными. Запишите родственные слова в тетрадь, выделите корень. Образец записи: сад — рассада, посадки, садовод, садовник. III. Работа с однокоренными словами, не являющимися родственными. Логопед записывает на доске пары слов: рис — рисунок; гора — горевать; водитель — вода — и предлагает ученикам найти общую часть этих слов. Затем предлагает записать пары слов, выделить их общую часть — корень слова. Сравнить пары по смыслу. Сказать, будут ли эти слова родственными. Почему? Делается вывод. После этого логопед предлагает придумать предложение с каждым словом. IV. Итог занятия. Логопед. Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Задание 1. К словам из первой колонки подберите родственные слова из второй колонки. Запишите в тетради, выделите корень. гора, горе горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился вода, водит водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водица, заводная пол, поле половая, полевой, напольная, полюшко, половик, половица рис, рисунок рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод Задание 2. Прочитайте слова. Найдите лишнее, не подходящее по смыслу слово. Объясните, почему оно не подходит. шиповник, шипы, шипит, шиповки; маленький, малыш, малевать, малявка; шипучка, шиповник, шипящий, зашипел Задание 3. Прослушайте сказку. Ответьте на вопросы.
|