![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Акцентологические нормы
Среди орфоэпических норм выделяют особую группу – это правила постановки ударения или акцентологоческие нормы. Это ярчайший показатель культуры речи. Русское ударение характеризуется тремя основными признаками. Оно свободное, подвижное, изменчивое. *Ударение свободное. Э то означает, что в русских словах ударение не прикреплено к определённому слогу в слове, оно может стоять на любом слоге. По этой причине правильную постановку ударений в русских словах необходимо запоминать (См Акцентологический минимум). Существуют языки с закреплённым ударением. Так, во французских словах ударение всегда падает на последний слог, в польских – на предпоследний, в чешских и венгерских – на первый слог. *Подвижность ударения заключается в способности менять своё место в зависимости от грамматической формы слова. В русском языке можно вывести определённые закономерностиизменения ударения в зависимости от грамматических форм слов тех или иных частей речи: 1. Феномен женского рода. Чаще всего в кратких прилагательных и кратких причастиях женского рода ударение переходит на окончание -а, но не всегда. Например, в а жный – в а жны, в а жен, в а жно, важн А; н а чатый, н а чаты, н а чат, н а чато, начат А; Но: крас и вый – крас и вы, крас и в, крас и во, крас и ва. Этому же правилу подчиняются и глаголы женского рода прошедшего времени: нач а ть – н а чали, н а чал, н а чало, начал А; зан я ть – з а няли, з а нял, з а няло, занял А. Исключение: кл А ла. 2. Во всех формах настоящего и будущего простого времени глагола звонить ударение всегда падает на окончание: созвон и мся, звон и т и др. 3. Некоторые существительные имеют неподвижное ударение, то есть во всех формах таких существительных ударение остаётся на одном и том же слоге. Это такие существительные, как: бант – б а нты, грунт – гр у нты, догов о р – догов о ры, кварт а л – кварт а лы, торт – т о рты, шарф – ш а рфы, шофёр – шофёры, шприц – шпр и цы и др. *Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость с течением времени. Более всего изменчивости подвержены именно нормы ударения, благодаря чему в нашей речи функционирует огромное количество вариантов ударений (литературных, устаревших, разговорных, профессиональных, просторечных, смыслоразличительных). В официальных ситуациях общения допустимы только литературные варианты. Укра и нский (литер.) – укр а инский (устар.), догов о ры (литер., письм.) – договор а (разг.), эпил е псия (литер.) – эпилепс и я (профес.), докум е нт (литер.) – док у мент (просторечный вариант), по ср е дам /в знач. окружающая среда / - по сред а м /в знач. день недели / (смыслоразличительные варианты). Просторечные и профессиональные варианты в литературной речи являются грубой ошибкой! Запомните слова, которые вызывают сложности в постановке ударения.
|