Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Акцентологический минимум






(место ударения выделено шрифтом)

а вгустовский, алфав и т, ан а лог, асимметр и я, аф е ра;

балов а ть, бал о ванный, блок и ровать, бо я знь, бомбардиров а ть, бухг а лтеры, бюрокр а тия;

вероиспов е дание, втр и дорога;

газопров о д, гастрон о мия, газир о ванный, гофрир о ванный, г е рбовый;

дво ю родный, диоптр и я, диспанс е р, догов о р – догов о ры, договор ё нность, дос у г, доз и ровать; жалюз и;

зав и дно, зав и дный, звон и т, звон и шь, зад о лго, зан я ть, зл о ба, зн а мение;

избал о ванный, избалов а ть, испов е дание, и конопись, инжен е ры, ин а че, и скра;

катал о г, кварт а л, к е тчуп, кауч у к, к а шлянуть, килом е тр, кладов а я, к о лледж, крап и ва, крас и вее, крем е нь, кулин а рия, к у хонный;

м а ркер, м а ркетинг, марк е тинговый, мастерск и, мелкоопт о вый, миз е рный, мусоропров о д;

нам е рение, нед у г, ненад о лго, новорожд ё нный, нормиров а ть;

обесп е чение, облегч и ть, одновр е м е нный, опт о вый;

премиров а ние, премиров а ть, приб ы вший, прид а ное, прин у дить, прир о ст, проц е нт;

рак у шка, рассредот о чение;

св ё кла, сир о ты, с о гнутый, соз ы в, стол я р;

там о жня, т о рты, т о тчас, т у фля;

ув е домить, углуб и ть, углубл ё нный, укра и нский, упр о чение, усугуб и ть;

фен о мен, формиров а ть;

ход а тайство, хоз я ева, христиан и н;

цем е нт; ч е рпать; щав е ль; эксп е рт, эксп е ртный

 

Упр.16. По приведенным образцам образуйте предложенные формы прилагательного, причастия, глагола. Поставьте ударения.

Образец: весёлый – (они) вé селы, (он) вé сел, (оно) вé село, (она) веселá; врé дный – врé дны, врé ден, врé дно, вреднá.

Дешевый, чистый, зеленый, глубокий, дорогой, тонкий.

Образец: вз я тый – вз я ты, вз я т, вз я то, взят á.

Созданный, начатый, принятый, увиденный, услышанный.

Образец: брá ть – брá ли, брá л, брá ло, бралá.

Класть, поспать, отнять, понять, соврать, звать, начать,

 

Упр.17. Отметьте номера слов, в которых ударение падает на последний слог.

(1) завидно (2) взяла (3) столяр (4) редки

(5) бледно (6) усугубить (7) близка (8) мельком

(9) мусоропровод (10) полшага (11) цыган (12) жалюзи

 

Упр.18. Просклоняйте существительные шарф и торт в ед. и мн. числе. Выясните, какое ударение они имеют.

 

Упр.19. Прочитайте, правильно расставляя ударения. Составьте с этими существительными с предлогами словосочетания.

На ногу; за голову, за город; под ноги; по лесу, по двое; из дому; час от часу, вызов врача на дом, взобраться на дом.

 

Упр.20. Прочитайте слова и формы слов, имеющие варианты постановки ударения. Определите литературную форму, выскажите предположение относительно второго слова с другим вариантом ударения.

И скра – искр а, ш ё лковый – шелк ó вый, к а учук – кауч у к, кулин á рия – кулинар ú я, ш а сси –шасс и, св ё кла – свекл á, легко а тлет – легкоатл е т, крас ú вее – красив é е, и скра –искр а, ст о ляр – стол я р, балов á ть – б á ловать, д о быча – доб ы ча, укра ú нский – укр á инский, к о клюш – кокл ю ш, к о мпас - комп а с.

 

Упр.21. Поставьте правильно ударение в следующих словах.

Маркетинг, дефис, пиццерия, диспансер, хаос, некролог, квартал, нувориш, феномен, каталог, биржевой, кредитор, оптом, оптовый, вероисповедание, газопровод, гастрономия, договор, договоренность, досуг, жалюзи, завидно, избалованный, каучук, крапива, красивее, мизерный, мусоропровод, намерение, недуг, некролог, новорожденный, нормировать, обеспечение, облегчить, ободрить, одновременный, оптовый, осужденный, отчасти, премирование, премировать, прибывший, приданое, принудить, прирост, процент, рапорт, сирота, сироты, случай, соболезнование, созыв, столяр, таможня, таможенник, уведомить, углубить, углублённый, украинский, упрочение, феномен, ходатайство, хозяева, христианин, цемент, черпать, щавель, эксперт, экспертный, нормировать.

 

Упр.22. Определите значения следующих слов. К каким вариантам ударения они относятся. Составьте с ними словосочетания.

В я занка – вяз а нка, бр ó ня, брон ú ровать – брон я, брониров á ть, ú рис – ир ú с, з а нятый – занят о й, á тлас – атл á с, кр у гом – круг о м, хл ó пок – хлоп ó к, в ú дение – вид é ние, язык о вый – языков о й, кл ý бы – клуб ы, кр é дит (спец) – кред ú т.

Упр.23. Найти в пушкинских строках примеры нормы, которая в наше время считается устаревшей.

 

I вариант II вариант III вариант IY вариант
1)Так думал, молодой повеса, Летя в пыли на почтовых, Всевышней волею Зевеса Наследник всех своих родных. 2) Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы... 3) Потом Monsieur её сменил. Ребенок был резов, но мил. 4)Monsieur l’ Abbe/, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя… Не докучал моралью строгой. 1)Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. 2) Оно умрет, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальний… 3) Поэт! не дорожи любовию народной. 4) Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит… 1) Ученый малый, но педант: Имел он счастливый талант… 2)Так, если правду вам сказать, Он знал довольно по-латыне, Чтоб эпиграфы разбирать… 3) Бывало, он еще в постеле: К нему записочку несут. Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут. 4)Уж тёмно: в санки он садится. 1) Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживёт мой век забвенный… 2) День каждый, каждую годину, Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать. 3)В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам. Посмотри: вон, вон играет, Дует, плюет на меня…

 

Упр.24. Исправьте все ошибки, допущенные в приведенных ниже предложениях.

1. Нормú ровать рабочий день, как и формú ровать задания на дé нь, - дело неблагодарное. 2. Нá ши намерé ния заключú ть этот дó говор и подписá ть итó говый докý мент ú скренни. 3 Раз в мé сяц, обычнó по срé дам, онá клá ла дé ньги в банк. 4. Нý жно обратú ться к э ксперту по этому вопрó су и одноврé менно углý бить разрабó тку проблé мы. 5. Несмотря на сложнé йшее положé ние в этой ó трасли индý стрии, дó быча нé фти в послé дние мé сяцы замé тно возрослá. 6. Хозяевá делá ли всё, чтобы облé гчить жизнь своú м гостям. 7. Языкó вый вопрó с эта страна пó няла как главный фенó мен внешней политики.

 

Упр.25. Найти «лишнее» с точки зрения произношения слово в ряду.

 

 

I вариант II вариант III вариант IY вариант
Шинель, декан, кофе, латекс, крем, термин Порочный, конечный, печник, конечно, срочный, горчичный Почти, не/что, почта, чтобы, двухмачтовый Брала, взяла, спала, клала, дала

 

Упр.26. Прочитайте текст, обращая внимание на произношение.

Приехал я летом в украинскую деревню к бабушке. Скучно, сил нет. Бабушка подолгу в огороде работает, а мне делать нечего. В колледже каникулы, и все друзья кто куда разъехались. Пойду, думаю я, посмотрю, что в огороде растет. А бабушка и рада:

– Вот, – говорит, – внучек, щавель какой зелёный, прямо как хвоя у елки. А вот свекла. Суп-то свекольный любишь?

– Нет, – говорю я. – Я сок сливовый люблю, тефтели и сосиски.

– Ну, – улыбается бабушка, – тефтели да сосиски на грядке не растут, а слив-то вон сколько! Досыта наешься, я тоже смолоду сливы любила. Помоги мне грядки прополоть, – предложила бабушка.

Начал я с бабушкой работать. Она полет, а я увядший сор убираю.

После работы я умывался, черпая воду из ручья, досуха вытерся полотенцем. Бабушка решила меня премировать и послала за тортом в магазин, который был неподалеку. Я хотел обуть туфли, но одна туфля потерялась. Пришлось идти в джинсовых брюках, пуловере и кроссовках. В магазине я выбрал среди тортов тот, который показался мне красивее других, купил и газированной воды. После обеда заныл недавно запломбированный зуб, пришлось принять анальгин.

Августовский день долог. Чем же еще заняться? Просмотрел каталог товаров, неизвестно откуда взявшийся в бабушкином доме, но ни оптовые партии цемента, ни каучук, ни средства для борьбы с коррозией металла меня не интересовали. По телевизору шла передача об известной танцовщице, а по другому каналу – новости. Я немного послушал об обеспечении фермерских хозяйств сельхозтехникой, о выпуске одноразовых шприцев, о декаде российской культуры в Одессе. К вечеру пришел бабушкин сосед, столяр, который давно обещал ей забор отремонтировать. Вот тут и моя помощь пригодилась.

– Не волнуйся, Ильинична! Час работы, и будет твой забор как новенький с таким-то помощником. А моего-то внука совсем избаловали, – пожаловался он. – Эх, не нужна эта излишняя опека!

Поработали мы недолго. Забивая гвоздь, столяр сослепу ударил себя по пальцу. Я побежал в дом за йодом, а бабушка, чтобы облегчить боль, предложила опустить палец в воду. Откупорив флакон, я быстро обработал место ушиба почти так же хорошо, как в диспансере. Бабушка угостила пострадавшего соседа чаем с бутербродами, а начатый забор так и остался недоделанным.

Упр. 27. Проверьте свои знания. Укажите варианты, соответствующие нормам современного русского литературного языка:

алфа/вит – алфави/т,

а/рест – аре/ст,

балова/ть – ба/ловать,

безу/держный-безуде/ржный,

буржуа/зия – буржуази/я,

вероиспове/дание – вероисповеда/ние,

втридо/рога – втридорога/,

гастроно/мия – гастрономи/я,

давни/шний – да/внишний,

добы/ча – до/быча,

догово/р – до/говор,

дремо/та – дремота/,

ере/тик – ерети/к,

за/видно – зави/дно,

за/говор – загово/р,

заку/порить – закупо/рить,

зво/нишь – звони/шь,

исче/рпать – исчерпа/ть,

ка/мбала – камбала/,

ката/лог – катало/г,

ка/учук – каучу/к,

крапи/ва – крапива/,

ку/хонный – кухо/нный,

ло/моть – ломо/ть,

ма/ркетинг – марке/тинг,

ме/льком – мелько/м,

не/нависть – нена/висть,

новорождённый – новоро/жденный,

обеспе/чение – обеспече/ние,

опто/вый – о/птовый,

отку/порить – откупо/рить,

пе/тля – петля/,

путепро/вод – путепрово/д,

ра/кушка – раку/шка,

сантиме/тр – санти/метр,

све/кла – свёкла,

си/роты – сиро/ты,

слу/чай – случа/й,

сре/дства – средства/,

сто/ляр – столя/р,

та/можня – тамо/жня,

танцовщи/ца – танцо/вщица,

то/лика – толи/ка,

украи/нский – укра/инский,

у/мерший – уме/рший,

фено/мен – феноме/н,

ха/ос – хао/с,

хода/тайствовать – ходата/йствовать,

хозя/ева – хозяева/,

цеме/нт – це/мент,

ща/вель – щаве/ль,

э/ксперт – экспе/рт.

 

Упр.28: Произведите орфоэпический анализ слова по следующей схеме: 1) определите, возможны ли варианты произношения этого слова; 2) выберите правильный вариант; 3) запишите транскрипцию слова.

 

I вариант II вариант III вариант IY вариант
Академик Жалюзи Дрожжи Рябиновка Облегчить Бог Безжалостный Катишься Обеспечение Ненавистный Скворечник Депутатский

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал