Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Морфологические нормы
Следующий вид норм русского литературного языка – это грамматические нормы. Они состоят из норм морфологических и синтаксических. Морфологические нормы (от греч. morphē – форма и logos – учение) объединяют правила образования форм слов разных частей речи. Традиционно одни варианты образования форм слов в речи закрепились как литературные, другие - как относящиеся к языковой периферии (диалектные, просторечные, жаргонные, устаревшие). Необходимо научиться ориентироваться в подобных вариантах при образовании форм слов различных частей речи.
Имя существительное 2.1.1. Формы рода имён существительных
Категория рода в русском языке достаточно стабильна. Все имена существительные относятся к одному из четырёх родов: а) мужскому, например, стол, дом, крот (к этим словам можно подставить местоимение мой, этот); б) женскому, например, книга, мама, парта (к этим словам можно подставить местоимение моя, эта); в) среднему, например, окно, яблоко, небо (к этим словам можно подставить местоимение моё, это); г) общему, например, грязнуля, коллега, сирота, визави (эти слова могут относиться как к мужчинам, так и к женщинам, например, мой коллега, моя коллега). От того, какого рода то или иное существительное в речи, зависит род согласуемых с ним слов. Поэтому очень важно правильно определять род имён существительных. Сложности в этом вопросе вызывают три группы существительных: · Слова, трудноопределимые в родовом отношении; · Несклоняемые существительные; · Существительные, являющиеся наименованиями лиц по профессии, должности, званию.
Слова, трудноопределимые в родовом Отношении Какого рода литературные варианты существительных в некоторых случаях необходимо запомнить:
Варианты Равноправные варианты (они являются одинаково правильными, нормативными): банкнот – банкнота вольер – вольера заусенец – заусеница скирд – скирда ставень – ставня и др. Неравноправные варианты (один вариант слова – литературный, второй – допустим или только в неофициальных ситуациях общения (разговорный, устаревший или профессиональный вариант), или недопустим в любой ситуации общения, поскольку является просторечным вариантом). К примеру, тапка (литер.) – тапочка (разговорн.); клавиша (литер.) – клавиш (профес.); манжета (литер.) – манжет (профес.); туфля (литер.) – туфель (прост.); босоножка (литер.) – босоножек (прост.).
Упр.29. В следующих парах слов отметьте формы, не соответствующие литературной норме. Определите, какие формы слов являются недопустимыми в официальной обстановке общения? Выскажите предположение относительно нелитературной формы слова. Канистра - канистр, спазм – спазма, клавиш – клавиша, ставень – ставня, санаторий – санатория, плацкарт – плацкарта, папаха – папах, спазм – спазма, зал – зала, брелок – брелока, туфля – туфель, помидор – помидора, бронх – бронха, завеса – завес, банкнот – банкнота, жираф – жирафа, гарнитур - гарнитура, бакенбард – бакенбарда, ласт – ласта, тапка – тапок, скирд – скирда, рельс – рельса, абрикос – абрикоса, багет - багета. Упр.30. Определите род существительных и раскройте скобки: 1. В тихой заводи плавает (чёрный) лебедь. 2. Моё любимое блюдо – (жареный) картофель. 3. Она опустила на лицо (тёмный) вуаль.4. В банке сидит (серый) мышь. 5. Он не побоялся испачкать (белый) манжет (у?). 6. Я чувствовал, как саднит (огромный) мозоль. 7. Крапиву в первую очередь чувствует (голый) коленка. 8. В петлице у него я заметил (белый) георгин (у?). 9. Кто-то начал отодвигать (чёрный) рояль.
Упр.31. Образуйте правильные формы слов из скобок, вставьте пропущенные буквы. 1. «Всяко… (овощ) своё время» – гласит русская пословица. 2. Список одной из самых известных Книг Библии называется «Хлудовск… псалтырь». 3. В отремонтированную квартиру мы купили несколько метров одинаково… (тюль). 4. (Ставень – ставня) слетел… с петли. 5. Снова разболел…сь(ся) застарел… мозоль. 6. Покупатель попросил показать ему лев… (туфель, туфля). 7.На бутерброде лежал… (один –одна) (шпрот – шпрота) и ломтик помидора. 8. Манжет… платья оформлен… красивой аппликацией из контрастного материала. 9. Следует вымыть волосы (шампунь) от перхоти. 10. Наш дачный домик был белый и крыт черн… (толь). 11. Сегодня мы купили вкусн… (гранат – граната).
Упр.32. Образуйте форму единственного числа следующих существительных. Кеды, туфли, тапочки, кегли, босоножки, погоны, клипсы, овощи, плацкарты, щупальца, унты, бакенбарды, чучела, ласты, бациллы, банкноты, сандалии.
Упр.33: Определите значение имён существительных, отличающихся родовыми окончаниями: Мужской родЖенский род абак абака взяток взятка карьер карьера жар жара округ округа проток протока
|