Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предложного падежа единственного числа, творительного падежа множественного числа
По причине того, что древнерусская система склонений имён существительных была очень многообразной и разветвлённой (существовало шесть типов склонений существительных, тогда как в современном языке всего три типа), современный русский язык с упрощённой системой склонений до сих пор сохраняет архаичные варианты образования существительных, которые очень часто возникают при образовании тех или иных падежных форм. Это касается слов в родительном падеже мн ожественного числа (речь об этом шла в разделе 2.1.3.1.), а такжеформ имён существительных родительного падежа ед инственного числа, предложного падежа ед инственного числа и творительного падежа мн ожественного числа. *При образовании родительного падежа единственного числа возможны варианты окончаний: -А/-Я или -У/-Ю: выпить ча я или выпить ча ю. В данном случае необходимо запомнить, что окончание -А/-Я - современное, предпочитается практически всегда, за исключением трёх случаев, когда надо использовать устаревшее окончание -У/-Ю: 1) когда у существительных с вещественным значением указывается конкретное количество: пачка сахар у, стакан кипятк у. Но в таких случаях, если есть определения, то используется окончание -А/-Я (чашка крепкого ча я); 2) когда в слове есть уменьшительное значение: прикупить медк у; 3) когда существительное употребляется в составе фразеологизмов: сорить деньгами без счёт у, беситься с жир у, упустить из вид у, дать мах у. *При образовании предложного падежа единственного числа варьируются окончания –Е и -У/-Ю. Причём -Е – современное преобладающее окончание; -У/-Ю – устаревшее, которое допустимо использовать лишь в единичных случаях: 1) Если оба варианта окончания в слове благозвучны, то -У/-Ю употребляется, если существительное рассматривается как некое обстоятельство (показался (где?) в дым у пожара); -Е – когда существительное имеет значение объекта (комната (в чём?) в дым е); 2) -У/-Ю употребляется, как правило, с предлогами В, НА: в дым у пожара, на берег у; 3) только -У/-Ю используется в устойчивых сочетаниях и фразеологизмах: на вес у, на лет у, на скак у, как бельмо в глаз у, на подножном корм у, идти на повод у. *При образовании творительного падежа множественного числа возможные окончания: -ЯМИ(-АМИ)/-ЬМИ, в современном языке употребляется только окончание -ЬМИ: стучать двер ьми; окончание -ЯМИ - признак исключительно устаревшей книжной речи, кроме: кост ями, плеч ами (совр. )... Упр.53. Выберите правильные падежные окончания следующих существительных. Обоснуйте свой выбор. 1. Выпить горячего ча(я, ю), выпить стакан ча(я, ю), производство ча(я, ю), стакан индийского ча(я, ю), выпить чайк(а, у), история народ(а, у), много народ(а, у), ложка сахар(а, у), производство сахар(а, у), подсыпать сахарк(а, у), килограмм сахар(а, у), пачка душистого табак(а, у), умереть с голод(а, у), ни шаг(а, у) назад, ни слух(а, у) ни дух(а, у), купить сырк(а, у). 2. В круг(у, е) друзей, в спасательном круг(у, е), на самом кра(ю, е), на переднем кра(ю, е), на берег(у, е), увязнуть в мед(у, е), на мыс(е, у), разбираться в мед(у, е); прибавить в вес(е, у), на кра(ю, е) гибели, на хорошем счет(у, е), на нашем счет(у, е) в банке, кровообращение в головном мозг(е, у), «в мозг(е, у) стучит одна и та же мысль», в аэропорт(у, е), в моём кра(ю, е) покоя нет, на холод(е, у), в отпуск(у, е), в цех(у, е). 3. Управлять лощад(ями, ьми), лечь кост(ями, ьми), хлопать двер(ями, ьми), восхищаться дочер(ями, ьми), дело о потраве посевов гус(ями, ьми).
Упр.54. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. 1. Я бы хотел иметь как..-нибудь животн.., чтобы ухаживать за (ним, ней). 2. Авторитетн.. ж..ри признал.. работу актёра самой яркой. 3. Дима рос кругл.. сиротой. 4. Катя научила меня танцевать старинн.. танго. 5. Больн.. мозоль не давал(?) мне покоя весь день. 6. Окно завешено красив.. бел.. (тюль). 7. Новых (сапоги) у него, конечно, нет. 8. Мама постелила на кровать нов.. покрывало. 9. Моё внимание привлек.. забавн.. пони. 10. Он укутал шею шерстян.. кашне. 11. В зоопарке мы любовались маленьк.. кенгуру. 12. Кенгуру (нести) в сумке кенгурёнка. 13. Я купил на рынке шесть (килограмм) (апельсин). 14. Мо.. визави (оказаться) интересн.. собеседни.. 15. Бабушка принесла два (килограмм) (помидор). 16. Наш.. протеже оправдывал.. все надежды. 17. На уроках географии мы узнавали о солнечн.. Тбилиси, судоходн.. Миссисипи, глубок.. Эри, скалист.. Капри.
|