Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научное руководство выпускными квалификационными работами
При подготовке выпускной квалификационной работы для контроля над процессом написания ВКР, а также в целях оказания студенту-выпускнику теоретической и практической помощи каждому студенту назначается научный руководитель из числа сотрудников выпускающей кафедры и, при необходимости, консультант. Научное руководство выпускной квалификационной работой включает: · оформление научным руководителем задания на выпускную квалификационную работу; · оказание помощи студенту в разработке календарного графика работы на весь период выполнения выпускной квалификационной работы; · рекомендации по литературе, справочным, архивным материалам и другим источникам по теме; · проведение систематических консультаций по ходу выполнения выпускной квалификационной работы; · контроль хода выполнения работы, оповещение заведующего кафедрой о грубых нарушениях установленной процедуры подготовки ВКР, серьезных проблемах в части теоретико-методического и практического аспектов исследования; · проверку выпускной квалификационной работы, оценку ее готовности к защите; · написание отзыва на выпускную квалификационную работу; В обязанности студента-выпускника входит: · постоянное информирование научного руководителя о ходе подготовки ВКР; · инициативное консультирование по вызывающим затруднение вопросам; · извещение об отклонениях от утвержденного плана-графика; · самостоятельная работа по поиску источников информации, привлекаемых в процессе исследования и построения списка использованной литературы, а также формирования эмпирической базы исследования; · самостоятельное осмысление изучаемого материала, стремление к полноте раскрытия темы, формулирование и обоснование выводов и предложений; · самостоятельная реализация творческого подхода при разработке рекомендаций по совершенствованию функционирования избранного объекта исследования; · соблюдение требований относительно содержания, оформления и процедуры подготовки и защиты ВКР, в том числе сроков прохождения предзащиты, предоставления готовой ВКР на отзыв, допуск к защите; · заблаговременное предоставление научному руководителю промежуточных и окончательного варианта рукописи ВКР; · материально-техническое обеспечение процессов подготовки и защиты ВКР (набор, распечатка текста, переплет, подготовка презентации и т.п.). Порядок выполнения и предоставления выпускной квалификационной работы включает несколько стадий: · выбор темы и ее изучение; · выявление литературы по теме; · изучение источников в контексте решаемой проблемы; · составление развернутого плана; · выполнение самостоятельной теоретической, практической и экспериментальной части (в зависимости от конкретной темы); · написание первоначального варианта текста работы; · обсуждение хода работы над ВКР на заседании кафедры истории русской литературы (если данный вопрос включен в повестку дня заседания кафедры); · согласование текста с научным руководителем, редактирование работы по его замечаниям и по результатам обсуждения на заседании выпускающей кафедры; · окончательное оформление дипломной работы; · предварительная защита ВКР на заседании выпускающей кафедры; · подготовка отзыва на ВКР; · защита ВКР. Подбор литературы Начало выполнения ВКР связано с подбором литературы, который целесообразно начинать с изучения тех работ, которые были рекомендованы научным руководителем и которые близки к выбранной тематике ВКР. При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению списка литературы. Стиль изложения научных материалов ВКР должна быть выдержана в стиле письменной научной речи, который обладает некоторыми характерными особенностями. Прежде всего, стилю письменной научной речи характерно использование конструкций, исключающихупотребление местоимения первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа. В данном случае предполагается использовать неопределенно-личные предложения (например: «Вначале производят сбор информации, а затем отбор фактического материала»); формы изложения от третьего лица (например: «Автор полагает...»); предложения со страдательным залогом (например: «Разработан комплексный подход к исследованию...»). В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Нужно использовать терминологическое название. Если есть сомнения в стилистической окраске слова, лучше обратиться к словарю. Для написания основной части составляется план текста как перечень основных положений, которые предстоит раскрыть. План – это названия глав, параграфов и их краткое описание. Изложение материала в магистерской работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу. Количество таковых зависит от объема материала и характера текста, особенностей учебной дисциплины, в рамках которой выполняется работа. Необходимо добиться соразмерности их между собой по объему и степени сложности содержания. Основная часть работы состоит из теоретического и практического (аналитического) разделов. Теоретическая часть не должна превышать 1/3 от общего объема квалификационной работы. В теоретической части отражается умение бакалавра систематизировать существующие разработки и теории по данной проблеме, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы, аргументировать собственные позиции. Обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. В обзоре литературы не нужно излагать все, что стало известно студенту из прочитанного, и имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но ценные публикации, имеющие непосредственное отношение к теме, должны быть названы и оценены. При изложении спорных вопросов необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты: только при этом условии критика может быть объективной. Обязательным при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после проведения сравнения следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, однако в любом случае нужно выдвигать соответствующие аргументы. Теоретическая часть является обоснованием будущих разработок, так как позволяет выбрать методологию и методику качественного анализа проблемы. Практическая или методологическая (аналитическая) часть работы должна содержать общее описание объекта исследования, а также анализ изучаемой проблемы. Эта часть работы должна содержать фактические данные, обработанные с помощью современных методик и представленные в виде аналитических выкладок. Кроме того, должны быть приведены примеры расчетов отдельных показателей, используемых в качестве характеристик объекта. В практической части проводится обоснование последующих разработок. От полноты этой части зависит глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВКР Структура и содержание ВКРкак правило, унифицирована и имеет следующие составные части: 1) титульный лист; 2) задание на выполнение работы; 3) содержание; 4) введение; 5) основная часть (главы работы); 6) заключение; 7) список литературы; 8) приложения. Структура конкретной выпускной квалификационной работы разрабатывается выпускником в ходе консультаций с научным руководителем. Во введении: обосновывается выбор темы, ее актуальность; характеризуется степень разработанности темы в отечественной и мировой науке; формулируется проблема (гипотеза) исследования; определяются объект и предмет исследования, основная цель и задачи работы; научная новизна перечисляются методы исследования; представляется структура работы, а также краткое содержание глав и параграфов основной части; характеризуется практическая значимость исследования. Проблема (гипотеза) исследования – это область неизвестного, но востребованного в научном знании. Грамотно сформулированная проблема – это указание на противоречие, образовавшееся (выявленное) в изучаемой области, на знание, которого еще нет, но которое обязательно необходимо получить, чтобы разрешить обозначенное противоречие. Цель исследования определяет, для чего проводится исследование, что планируется получить в результате. Цель работы ориентирует на анализ и решение проблемы в двух основных направлениях – теоретическом и прикладном. Задачи исследования – это алгоритм достижения цели исследования. Это ступеньки, на каждой из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение необходимой литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, сопоставление: построение классификаций разработка методик и их реализация и т.д.). Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания. Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению в рамках намечающегося исследования. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться. Объём введения – 3-5 страниц. Требования к написанию введения следующие: 1. Оно печатается на отдельных страницах. 2. Ни в оглавлении, ни в тексте оно не обозначается цифрами, будучи самостоятельной частью работы. Введение отражает логику проведенного исследования и позволяет оценить степень проработанности темы. В основной части должно быть полно и систематизировано изложено состояние вопроса, которому посвящена данная работа. Предметом анализа должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем, результаты предыдущих исследований по вопросу, которому посвящена данная работа, а также возможные пути решения поставленных целей и задач. Завершить основную часть желательно обоснованием выбранного направления данной работы. Основная часть имеет, как правило, два-три раздела, каждый из которых делится на подразделы, в зависимости от темы исследования и его целей. Таких подразделов должно быть в каждом разделе не менее двух. Объем каждого подраздела должен быть не менее 4 стр. Названия (заголовки) глав, параграфов и подпараграфов не могут совпадать ни друг с другом, ни с темой. Слова «Основная часть» не вносятся ни в один из заголовков, поскольку это условное название всего текста по его назначению в работе. Эти заглавия должны быть содержательными, отражать идеи, раскрываемые в них. Их назначение – направлять внимание и пишущего, и читающего на конкретную идею, конкретный материал. Первый раздел обычно носит теоретико-методологический характер. Студенту необходимо продемонстрировать знание рассматриваемых теоретических и методологических положений, исторический аспект проблемы и уровень ее разработанности в исследуемых научных областях. Содержание последующих разделов согласовывается с научным руководителем в зависимости от темы ВКР. В заключении, которое занимает обычно до 5 страниц, автор может вновь обратиться к актуальности изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов; подчеркнуть перспективность использованного подхода; высказать предположение о возможных путях его модификации; выделить научную новизну работу; обосновать целесообразность применения тех или иных методов и методик; в сжатом виде представить основные выводы, сделанные в результате проведения исследования. После заключения помещают с писок литературы. На каждый источник списка литературы обязательно должна быть ссылка в тексте. Список литературы должен состоять не менее 30 наименований монографических работ, научных статей. Чем больше будет в работе использовано литературы, тем о более глубокой проработке поставленной проблемы это будет свидетельствовать. Приложения помещают после списка литературы. Их цель – избежать излишней нагрузки текста различными аналитическими, расчетными, статистическими материалами, которые не содержат основную информацию. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет заголовок.
|