![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ямб хорей
- > > - (затакт) (с сильной доли) интонация интонации утверждения, смирения, покоя, призыва, грусти,
(мотивы): анапест дактиль амфибрахий - - > > - - - > - (окончание на сильном вр.) (окончание на слаб. вр.) Фраза – синтаксическая структура (1 – 2 такта), включающая несколько мотивов. В музыкальной драматургии имеют большое значение соотношения фраз определенной протяженности (измеряемых в тактах). Это так называемые масштабно-тематические структуры. Их 4. (См. об этом с.33).
Предложение – муз. построение (2 – 4 и более тактов), ограниченное кадансом (гармонической цезурой). Кадансы классифицируются по трем признакам. По гармоническому содержанию (с участием D, или S ): автентический, - T – D – T, T – D, D – T; плагальный, - T - S – T;
По месту в форме (в муз.построении): серединный, заключительный, прерванный (замена ожидаемой тоники. Типичный пример - D7-VI; иногда К-D2-T6; К-D7-D7 → S (т.н. оперный каданс) и др..) дополнительный (чаще плагальный, который вводится после заключительного каданса); вторгающийся (когда заключительная тоника становится первым аккордом нового построения); По степени устойчивости: половинный (остановка на неустое, - полуплагальный-T-S; полуавтентический (типичный для нормативного периода)-T-D); полный каданс (остановка на тонике); сложный (включающий аккорды S, D и Т); совершенный каданс (это заключительный, сложный каданс с T и D (D7) в основном виде, с Т на сильном или относительно сильном времени и в мелодическом положении примы)
Кадансы обладают яркой семантикой. При их характеристике возможны параллели со знаками препинания (имеющими органическое родство с цезурами в музыке), возможны параллели с риторикой. Характеристика автентического и плагального кадансов дана в теме «Введение в гармонию» (с.58). О серединном и заключительном совершенном кадансе и аналогии со знаками препинания см ниже, с. 48. О несовершенных кадансах в хоровой миниатюре Ц.Кюи «Уснуло все» с заключительной тоникой в мелодическом положении терции (аналогия с многоточием) и квинты (как бы восклицательный знак) упомянуто в разделе «ступени лада», с. 9. Прерванный каданс – это как бы неожиданный отказ от завершения повествования, факт необходимости повторного завершающего хода. Прерванный каданс часто воспринимается как желанный момент, дающий возможность продлить время встречи. (Шопен. Пр. 4 e moll, 6 h moll). Дополнительные кадансы в лирической музыке можно сравнить с церемониалом завершения письма, когда слова прощания чередуются с трогательными, близкими сердцу сердечными пожеланиями счастья, здоровья, а может быть, признаниями в любви, надеждами на скорую желанную встречу и т.п. Подобные кадансы есть во многих лирических пьесах Чайковского. Вторгающийся каданс – действенное средство активизации развития, преодоления цезуры, замкнутости разделов. Аналогией в поэзии ему может быть так называемый «перенос», когда синтаксическая цезура текста (точка) не совпадает со стиховой, (т.е.с концом строки, что наиболее естественно в поэзии) а оказывается в середине строки, ломая, «взрывая» мерное «дыхание» стиха. У Пушкина: На красных лапках гусь тяжелый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лед, Скользит и падает; веселый, Мелькает, вьется первый снег, Звездами падая на брег. Точка в середине строки (в данном случае точка с запятой) подчеркивает контраст двух эмоциональных сфер: гусь – снег, тяжелый – веселый, скользит и падает – мелькает, вьется. Здесь он представлен в предельном сопоставлении и приобретает зримый, взрывной характер.
Период –– муз.построение, состоящее обычно из двух предложений в вопросо-ответном соотношении (как бы сложно-подчиненное предложение с главным на 1-м месте, придаточным на 2-м). В классической музыке XVIII века период – наиболее типичная синтаксическая структура изложения музыкальной темы.
Период – структура; его музыкально-образное содержание – муз. тема. Тема – музыкальное построение структурно оформленное, образно индивидуализированное и лежащее в основе муз. произведения. Средства выразительности, определяющие индивидуальное образное содержание темы, называют тематическим материалом. Совокупность тем и тематических материалов в произведении называют тематизмом произведения.
I предложение II предложение
вопрос ответ
серед. каданс закл. каданс
Аналогия со знаками препи- нания Гуго Римана: (запятая) (точка с запятой) (двоеточие) (точка)
лотого сечения: целое отно- сится к большему, как большее к меньшему (коэффициент 0, 618):
Разновидности периодов Ненормативный период, - если он неквадратный, не два предложения (напр., три), иной серединный каданс, неполный закл. каданс (разомкнутый период), сокращенный период (напр., 7 + 7), расширенный период. Расширение наиб. характерно во втором (кульминационном) предложении. вследствие более активного развития (напр., секвентного, прерванного каданса, и т.п.). Встречаются периоды с дополнением. Дополнение - это кадансирующий оборот (1-2т) после заключительного каданса. Иногда дополнение значительно разрастается, перерастая в самостоятельное предложение (иногда два и более), образуя сложный период (определение Тюлина).
У Способина, и Мазеля иное определение: сложный период – тот, когда каждое предложение может рассматриваться как самостоятельный период. Сложным периодом можно считать и такой, в развитии которого (обычно в начале) можно выделить самостоятельный элементарный период. Прим., Бетх., сон.№5, I, тема ГП. Двойной период, - дважды повторенный варьировано. Прим., Бетх., Сон. №8, II.
Наиболее типичной синтаксической структурой изложения темы является период. Уточним, период – типичная структура темы гомофонного склада классического стиля. Но для народной песни, например, период – далеко не норма.
Структурой темы может быть предложение (самостоятельное, замкнутое). Структурой темы может быть свободное построение (по Тюлину), - построение. не делящееся на предложения и не имеющее вопросо-ответных связей, обычно, свободного развертывания. (Прим., Р.К., «Восточная песня»). В полифонической музыке тема часто бывает кратким музыкальным построением, - музыкальной фразой. ФАКТУРНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГАРМОНИИ,
|