![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Одноголосие Полифония Гомофония
(монодия, от греч. (греч. poly –много, phonё- (греч. homos –равный) - monos –один и ode -пение) звук) – сочетание доста- ведущий голос с гармо- точно самостоятельных ническим сопровожде- Разновидность - развитых голосов. (По нием. усложненное одного– крылатому образному опре- Главенство вертикали лосие - изложение мело-.- делению – разговор уважаю- над горизонталью. дии парал. интервалами, щих себя и не перебивающих- аккордами (утолщенная ме- друг друга собеседников). Разновидность - лодия, мелодический пласт) (Условно) главенство гори- аккордово-гармони- зонтали над вертикалью. ческий склад – это ак- кордовая фактура при Два типа полифонии: отсутствии выразитель- контрастная (интонационно ного ведущего голоса. индивидуальные голоса),. имитационная (подражание), когда в голосах проводятся общие мелодические обороты. В народной музыке – подголосочная полифония, гетерофония (промежуточный склад между полифонией и усложненным одноголосием. См ниже с 50-51).
В произведениях инструментальной музыки (ф-но, в частности) гомофонного склада различают 4 типа фактурного преобразования гармонии (можно сказать, 4 типа гармонических фактур), (Ю.Тюлин. Краткий теор. курс гармонии. М., 1960): - гармоническая фигурация, - всевозможное арпеджирование. (Это фактура большинства лирических пьес, романсов). - ритмическая фигурация, - повторения аккордов в определенном ритме, обусловленным жанром (Шопен. Прелюдия e moll). - колористическое наслоение, - дублировка звуков аккорда (от 5-6 ти голосов в гармонической ткани до 16 ти (-cis moll прелюдия Рахманинова, реприза) и более),. - мелодическая фигурация - мелодизация гармонической ткани введением тематически значимых подголосков. (Шуман. Фантастические пьесы. Отчего?.) В одной теме может быть смешение типов гарм. фактур (типов фактурного преобразования гармонии).
Средством мелодической фигурации являются неаккордовые звуки. (Мелодии, построенные только по звукам аккордов, немногочисленны).
На сильном времени (такта или метрической доли) – задержание, - неак. звук, задерживающий появление аккордового тона:
- проходящий, – неак. звук в поступенном
- предъем, – неак. звук, появляющийся ранее своего аккорда:
Все неаккордовые звуки - прилегающие (т.е. в секундовом отношении) к аккордовому.
|