![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О полифонии
словарь терминов
Лит. С.Григорьев и Т.Мюллер. Учебник полифонии. М., 1969 Учебники музыкальной формы И.Способина, ЮТюлина. Рекомендуемое пособие для практического изучения полифонии – Д.Жуков, Практический курс полифонии строгого стиля. Метод.пособие. Тверь 1995 ПОЛИФОНИЯ (греч. poly –много, phonё- звук) – вид многоголосия, основанный на сочетании и развитии достаточно самостоятельных мелодических голосов. Синоним– КОНТРАПУНКТ (от лат. punctum contra punctum, букв. – точка против точки. Термин встречается впервые у Фукса, 1660-1741) Два типа полифонии в классической музыке: Контрастная (голоса интонационно индивидуальны), Имитационная (подражание), когда в голосах проводятся общие мелод. обороты. В нар.-песенном многоголосии – подголосочная полифония и гетерофония (см. с.50).
ПОЛИФОНИЯ (контрапункт) СТРОГОГО СТИЛЯ. VI- XVIв., вокальная музыка acapella, гл. образом, культовая. В полифонии строгого стиля существуют многочисленные правила (каноны), ограничивающие творческую свободу композитора. Однако строгий стиль вводится в преподавание полифонии и в наше время . («Канон – тот оселок, на котором тупится бездарность, и заточается талант».Павел Флоренский) Среди правил - - необходима плавность голосоведения; скачки – исключение; допустимы не более чем на сексту; на ч.8 только вверх; скачок требует заполнения; - ходы на ув. и ум. инт запрещены; - необходим разнообразный метроритмический рисунок голосов; подряд не более двух восьмых; минимум пауз и повторяющихся звуков; - вертикаль (интервал, аккорд) только консонанс; если диссонанс, - обязательно приготовлять диссонирующий тон и правильно разрешать его; - и т.п. Для полифонии строгого стиля характерна диатоника. Модуляции могли быть только в натуральные лады на основе неизменного (диатонического) звукоряда. Норм следования аккордовых вертикалей не существовало (классическая гармония – явление позднее). ПОЛИФОНИЯ СВОБОДНОГО СТИЛЯ. С XVII века. Полифонию свободного стиля характеризует раскрепощение полифонической ткани как в горизонталях, так и в вертикалях, обусловленное художественно-выразительными задачами.
Различают простой контрапункт и сложный.
СЛОЖНЫЙ КОНТРАПУНКТ – это полифония, позволяющая перемещать голоса относительно друг друга в опр. системе т.е. давать новые комбинации соотношений уже сочиненных голосов. Перемещение по вертикали – вертикально–подвижной контрапункт. Перестановка двух голосов на интервалы, в сумме составляющие октаву, называют двойным контрапунктом октавы (наиболее простой); встречается контрапункт дуодецимы, реже - децимы. В двухголосии - двойной. Он дает 2 варианта соотношений голосов. В трехголосии - тройной - (6 вариантов). И т.д.
Смещение голосов по горизонтали (на один такт, полтакта, 2 такта) – это горизонтально подвижной контрапункт.
Вдвойне-подвижной контрапункт – позволяющий перемещать голоса и по вертикали, и по горизонтали.
ИМИТАЦИЯ – повторение каким-либо голосом мелодии, непосредственно перед тем изложенной в др. голосе. Имитация – основа полифонической техники. Имитация возможна в любой интервал. Чаще встречается в октаву. Возможна – точная имитация, - в увеличении, - в уменьшении, Голос, начинающий имитацию, - в обращении назв. начальным, или пропоста - ракоходная (возвратная), (ит. «proposta» - предложение); - свободная, голос, повторяющий, – назв. имити- - ритмическая, рующим, или риспостой (ит. «ris- - двойная, т.е. на две темы posta» - ответ, возражение).
КАНОН – это непрерывная имитация, когда воспроизводится в другом голосе не только тема (зерно), но и контрапункт к ней, затем контрапункт к этому контрапункту и т.д. Бывает простой канон, бесконечный канон, канон-секвенция (каноническая секвенция), двойной канон ФУГА – произведение имитационной полифонии; наиболее сложный, обобщающий тип полифонической музыки, требующий знания вей полифонической техники. Количество голосов – от 2-х до 5-ти и более. Три раздела:
экспозиция ср. часть реприза (первая часть) (закл. часть) поочередное проведение проведение темы возвращение к темы по голосам в тон. в др. родственных главной тональ- Т – Д – Т – Д и т.д., тональностях. ности. или Т – d – T – d и т.д., редко T – S. Экспозиция – поочередное проведение темы в главной тональности и в тон. Д, иногда d тональности, редко S тональности. В двухголосной фуге Т – Д, в 3-х -голосной Т – Д – Т, 4-х - Т – Д – Т – Д, и т.д. Тема (Т) в главной тональности – вождь, Проведение темы в тон. Д – ответ, спутник. Противосложение – контрапункт к первому ответу. Противосложение бывает удержанное, т.е. неизменное ко всем темам и ответам (в сложном контрапункте октавы, - вертикально-подвижном), неудержанное, т.е. каждый раз новое.
Ответ бывает реальный – точная транспозиция темы в тональность Д; или тональный – чуть измененный в начале для постепенного введения новой тональности.
Связка от темы к противосложению (два и более звуков) – кодетта.
Интермедия – построение между проведениями темы (и ответа). Интермедии могут быть во всех разделах фуги. Они могут быть секвентными. Интермедия - напряженный участок действия (прообраз разработок сонатных форм).
Порядок вступления голосов (сопрано, альт, бас) может быть различный. Возможны дополнительные проведения темы. Возможна контрэкспозиция – вторая экспозиция. Схема экспозиции Фуги c moll №2 Баха ХТК I (3-х гол.):
Средняя часть. Признак – появление новой тональности (не экспозиционной, не Т и не Д), часто параллельной. Иногда ее признак – начало активного развития: тема в увеличении, стреттная имитация.
Стретта – сжатая имитация, где тема вступает в другом голосе ранее ее окончания. Стретта может быть во всех разделах фуги, но более типична для закл. части, или ср. части. Эффект «тематического сгущения».
Схема средней части Фуги Баха c moll № 2, ХТК I:
Заключительная часть (реприза) Признак ее – возвращение главной тональности с проведением в ней темы. Может быть одно проведение, 2, 3 и более. Возможны Т – Д проведения. Часто бывает кода – небольшое кадансирующее построение. Возможен Т органный пункт, возможно добавление голосов.
части фуги Баха c moll № 2, ХТК I:
|