![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
T – D – T T – S - T
Наиболее устойчивый оборот. Неустойчивый оборот, ослабление Т, Абсолютное закрепление Т как центра разобщение, оспаривание у Т функции системы. устоя. Аккорд «конфликта» (Риман).
D – аккорд «действия». S – аккорд «контрдействия» (Григорьев).
Наиболее легко интонируемый В нат. обертон.звукоряде отсутствует. 3-й обертон нат. обертон.звукоряда. Объясняется гипотетическим унтертоно- вым звукорядом. В системе «умственных эффек- тов» Гловер, Кервена V-я ступень – VI-я ступень – «унылый, внушающий «величественный, яркий». страх».
«Первичный D признак» (Гри- Первичный признак S – VI ступень горьев) – VII ст. с восходящим ввод- с нисходящим тяготением к V-й ступени; нотоновым тяготением к I-й ступени; интонация смирения; покой, грусть, «мужская» интонация, утверждение, затемнение, минорность. обобщение, просветление, мажорность.
Объединение автентического и плагального оборота дает основной функциональный оборот:
T
логики ладовой организации» (Григорьев).
или T - S - D - T
действие, разрешение конфликтная конфликта ситуация
Нарушение функционального оборота, а именно, оборот D – S, не редкость и связано с определенными задачами: - драматургическими («крутой поворот в сферу неустойчивости»; ход к T окружным путем; расширение каданса; повторное кадансирование Чайковский, Вр.года №4, 10 (перед репризой), 11 и др.); - изобразительными, жанровыми (грезы, мечты (Скрябин. пр.№5 оп.11); сказка, фантастика, - Мендельсон, увертюра «Сон в летнюю ночь», вступ.); - стилистическими (черты русской народно-песенной гармонии, - Чайковский, хор «Соловушка»).
Трезвучия II, III, VI, VIII – побочные. Их ладовые функции определяются звуковой общностью с D и S. Расположение всех трезвучий по терциям иллюстрирует это:
13 пропусков
По ладово-функциональным качествам и колориту побочные 5/3 индивидуальны и незаменимы в гармонической палитре. Они противоположны по ладовому наклонению тонике и этим могут вносить эффект ладового колорирования, красочности, игру света-тени. Наиболее «нежные, прозрачные краски медиант» (Григорьев); - «чистые краски», «отраженный свет».
Полный функциональный оборот будет выглядеть следующим образом:
Эта схема взаимосвязей аккордов весьма условна. В музыкальных произведениях можно встретить самые неожиданные соотношения аккордов. Тяготения в ладу не статичны; они изменчивы. Лад – явление динамическое (см. об этом с.7-8). В гармонической ткани в зависимости от метроритмических и иных условий тоника может терять свои ладо-функциональные качества, частично или полностью передавать функцию устоя другому аккорду. Это явление в гармонии называют ладово-функциональной переменностью. Способствует ЛФ переменности - редкое появление тоники, - приглушение T-D связей и интенсивность терцовых и секундовых соотношений аккордов, - натуральные лады, диатонические секвенции, - распространение условий закрепления устоя (см. выше) на другие аккорды - и тп.. примеры: Чайковский. Вр. года, № 5, начало; хор «Ночевала тучка», Римский-Корсаков. Былина о Вольге и Микуле.
|