![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Музыкальные формы
словарь
Музыкальная форма - это структура всего произведения, его строение.
Существуют внешние, и внутренние признаки членения муз. произведения, признаки формы. Внешние – это жанр произведения: инструментальная музыка или вокальная, миниатюра или крупное произведение, лирическая или танцевальная. Жанр уже определит возможный круг форм. Информация о жанре в заглавии произведения, в нюансах, темпах, метре, в муз. складе, в фактуре. Внешние признаки членения – это нотный текст: знаки сокращения нотного письма, репризы, появление нового нюанса, изменение темпа или возвращение к прежнему, – все это признаки нового раздела. К внешним признакам можно отнести изменение метра, ключевых знаков, изменение фактуры. Внутренние признаки в самом музыкальном материале. Для успешного анализа формы необходим гармонический анализ (все представленные ниже формы – формы классического гомофонно-гармонического стиля, структуры, в формообразовании которых главенствует гармония). Необходимо обращать внимание на фактуру, необходимо сольфеджировать и слышать в совокупности с гармонией мелодические линии, выявлять функции муз. материала, типы изложения и методы развития его, повторы тем и тематического материала, различать «рельеф» (изложение тем) и «фоновый» материал.
. В муз. произведении музыкальный материал может восприниматься (по Тюлину) в трех качествах, - функциях материала:
основной материал подготавливающий завершающий
изложение реприза вступление середина связка заключение
Структурная оформленность, Серединный тип изложения; Многократное замкнутость; гармоническая и возможен расширенный по- кадансирова- тональная устойчивость, луавтентический каданс с ние; возможен фактурное единство. модуляционным переходом; Т органный возможен Д органный пункт. пункт, МТС - Возможно 2 – 3 такта фактур- суммирование. ной подготовки, - Структурная неоформленность, может быть, разомкнутое или разомкнутость; гармоническая замкнутое предложение, - крат- и тональная неустойчивость, текучесть; кий тезис. возможен Д органный пункт. В сложных формах возможно Разновидность – разработка (как тип изложения). крупное построение середин- Ее признаки: -тематическое вычленение, ного типа изложения. -секвентное развитие, -полифонические средства. В процессе анализа произведений сложных форм удобно обозначать на черновике последовательность разделов буквами: заглавными (А, В, С и т.д.) основные разделы, прописными – подразделы. При необходимости – более конкретно: С – середина, R – разработка, СВ – связка, А1, А2 – варьированный повтор, Вступ., Закл., Кода,, и т.п. Иногда необходимо в схеме дополнительно отмечать структуры изложения тем, тональные планы, количество тактов, тематический материал. Это помогает делать обобщения.
Памятка для начинающих. Чтобы определить границу темы (завершение мысли), иногда достаточно найти заключительный каданс: Д7 – Т (на сильном вр., в мелод. положении примы).
Простая ОДНОЧАСТНАЯ - это форма произведения, в основе которого одна музыкальная тема. Наиболее типичная структура одночастной формы (муз. темы) – период разных типов: расширенные, часто, с дополнениями, сложные периоды, иногда свободные построения. В произведениях в одночастной форме часто бывают вступления и заключения, как и во всех других формах. В сложных формах – коды.
Область применения: инструментальные и вокально-хоровые миниатюры, прелюдии, песни, романсы, пьесы педагогического репертуара.
Разновидность – развитая одночастная форма.
Простая ДВУХЧАСТНАЯ – форма произведения, основанная на изложении темы и ответного к ней муз. материала.
А В первая часть вторая часть
тезис подтверждение тезиса По тематическому материалу II часть бывает: - на материале I части (а - а1), - на обновленном материале (а – б), - репризная двухчастная («с включением», по Тюлину ), когда во II части вводится неустойчивый серединного типа материал («включение»), после чего повторяется второе или первое предложение I части. (реприза):
А Б первая часть вторая часть
1 предл II предл. неуст. (или а) середин. материал
А Б Памятка. Повторы (со знаком репризы или выписанные) форму не меняют. Повторное строение во II части для двухчастной формы не характерно. Возможно, это варьированная строфа (вокальная форма) в инструментальной музыке. Область применения: прелюдии, инструментальные и хоровые миниатюры, программные пьесы, танцы, песни, романсы. Разновидности двухчастной: - развитая двухчастная; - старинная двухчастная; - сложная (составная) двухчастная, когда каждая часть в простой двухчастной или трехчастной форме. - двойная двухчастная (варьировано повторенная):
Простая ТРЕХЧАСТНАЯ - это форма, I часть которой – изложение темы, II часть (середина) - муз. материал контрастный тематически или по типу изложения к теме,
первая часть середина реприза
Середина по тематическому материала может быть - на материале темы: А - А1 - А; - на новом материале: А - В - А; - разработочной: А - R - А; - типа связки: А - СВ - А.
(Три разные темы, -А–В–С, - не образуют трехчастную форму. Это может быть составная форма, может быть вокальная варьированная строфа в инструм. музыке.)
Реприза бывает точная (статическая; ее изначальный вариант Da Capo al Fine, т.е. с начала до слова конец) и измененная (динамическая), - от нескольких звуков до значительного.
А В А А В А и т.п. Последний вариант с выписанным варьированным повтором II-й и III-ей части, - А - В - А1 - В1 - А2, - называют трех-пятичастной (Способин) или двойной трехчастной формой. Трехчастную форму с активным тематическим развитием можно назвать развитой трехчастной.
Область применения: прелюдии, ноктюрны, танцы, марши, программные пьесы, хоры, песни, романсы, арии.
Сложная ТРЕХЧАСТНАЯ – форма, каждая часть которой является простой двухчастной, трехчастной и т.п. формой.
А В А
первая часть средняя часть реприза
пр. 2х ч. 3 типа: точная (статическая),
и др. часто сокращенная
Trio (трио) или magore, minore.Эпизод - поздний Составная ср. часть, т.е. Самый ранний тип ср. части. Ха- тип ср. части: с кон- состоящая из 2х-3х замк- рактерно для оживленной жанро- ца XVIII в.. Харак- нутых построений (муз. вой музыки. Трио отличает замк- терен для умеренной тем), не образующих нутость формы (пр.2х ч., 3х ч..) и или медленной музы- форму. Характерна для подчеркнутый контраст: жанровый, ки. Обычно это 2-3 вальсов. ладовый, тональный, темповый, разомкнутых постро- фактурный. ения, гармонически Название «Trio» возникло в неустойчивых, текучих. 17 в., когда в орк.произв. 3х ч. формы танц. музыки ср.часть, в отличие от остальных, исполнялась только тремя, обычно, деревянными духовыми инструментами.
Область применения. Форма отличается замкнутостью, устойчивостью, и используется в произв. самых различных жанров: маршах, полонезах, вальсах, ноктюрнах; в сонатно-симфонических циклах в средних частях: в менуэтах, скерцо, в медленных частях.
РОНДО – форма, где основная тема (рефрен) проводится не менее 3х раз, а между ее проведениями муз.материал иного содержания (эпизоды).
Рефрен хоровод; refrain – припев. 2. Рондо – форма. Произведения в форме рондо чаще соответствуют жанру рондо. Но форма рондо встречается и в медленной музыке.
|