Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Сопровождение по фактуре
- может быть выдержанным, неизменным фактурно, выполняя функцию - общей гармонической поддержки; - носителя жанра: танцевальности, поступи, марша, бега, песни, гитарной фактуры бытового романса, баркаролы, и т.п.; - изобразительного начала: колокольности, набата («Ночь» Чайковского, сл. Ратгауза), топота копыт и т.п. - психологического фона; - может быть изменчивым, находясь в прямой зависимости от сюжета стихотворения, что предъявляет совершенно иные требования к исполнителю IV. Тематическое содержание вокальной партии и сопровождения - может быть интонационно и эмоционально едино (Глинка. «Не искушай», где в вокальной партии и сопровождении имитационность, дуэтность, общие слова о едином чувстве), - может быть контрастным, - от дорисовки основного образа до эмоционального контраста (Бородин.«Для берегов», где скорбному трагическому интонационному строю ведущего голоса противостоит сдерживающая сковывающая мерная поступь в аккомпанементе); и до конфликта (финальные сцены опер «Травиата», «Риголетто», «Кармен»)
V. Соотношение поэтического и музыкального ритма-метра, где - возможно совпадение метра (стопы) (пример, -- Даргомыжский. «На севере диком»). Напомним, единицей измерения протяженности звука в силлабическом стихосложении является мора. Короткий звук – одна мора (È ); долгий (тяжелый, ударный) – 2 моры (¾). Амфибрахий в нотном выражении: È ¾ È. - Возможно (что чаще), несовпадение, от несущественного до принципиального, до появления «встречного» ритма. В «Вакхической песне» Даргомыжского, празднично-возбужденной, в подвижном темпе и активном ритме, на всю поэтическую строку, по существу, лишь один ударный (долгий) звук. Еще более нагляднее это в «Попутной песне» Глинки: один из 6-ти ударных в строке. У Даргомыжского «Буря мглою небо кроет» один ударный на две строки. Все это обусловлено выразительными и звукоизобразительныи задачами. В поэтическом ритме большое выразительное значение имеет пропуск даже одного ударного слога в строке, - т.н. пиррихий: È È ¾ È («Ночевала тучка золотая»); или, напротив, два подряд ударных, - т.н. спондей: ¾ ¾ È ¾ («Швед, русский колет, режет, рубит»). В романсе Рубинштейна «Клубится волною» от куплета к куплету в запеве происходит стремительная активизация ритма, его уплотнение. При этом теряется не только соответствие поэтической стопе. Ударные слоги оказываются на слабых долях такта. Итог – неуемное возбуждение героя, волнительная скороговорка, сбивчивость речи.
|